Великий Карл

Брю

В.А. Тропинин. Портрет К.П. Брюллова

— 12 (23) декабря 1799 г. родился знаменитый художник Карл Брюллов.

Карл Брюллов был самым знаменитым, самым популярным русским художником первой половины XIX века. Современники, восхищенные его творениями, называли мастера «великим Карлом». Творчество Брюллова охватывает более тридцати лет. Его богато одаренную натуру отличала многогранность таланта, широта творческого диапазона, огромный живописный темперамент. С равным мастерством Брюллов выполнял исторические композиции и монументальные росписи, станковые картины, акварели и рисунки.

 Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге. Его предки происходили из Франции и в России поселились в 1770-х годах. Профессия художника была в его семье традиционной: прадед, дед, отец — все имели прямое отношение к творчеству. Замечательный резчик по дереву, отец Брюллова за свои работы получил звание академика.

 Девятилетним мальчиком Карл поступил в Академию художеств, где сразу обратил на себя внимание не только выдающимися способностями, но и серьезной подготовкой. Брюллов стал воспитанником исторического класса, а его учителями были А.Е. Егоров и А.И. Иванов. В 1821 г. он окончил Академию с Большой золотой медалью, а уже в 1822 г. Брюллов был послан Обществом поощрения художников для дальнейшего совершенствования в Италию.

Брюллов

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

В Италии, после трех лет неустанного и напряженного труда, было создано самое значительное произведение Брюллова — «Последний день Помпеи». Замысел картины возник у художника еще в 1826 году, картина же была написана в 1830—1833 гг. В основе содержания этого грандиозного исторического полотна площадью около тридцати квадратных метров — трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Описание этой катастрофы художник нашел в письмах очевидца — римского писателя Плиния Младшего историку Тациту. Действие в картине развертывается со стремительной быстротой: весь город полон смятения, все кругом рушится, люди пытаются спастись бегством.

Брюллов в своей картине изобразил слепую стихию землетрясения, сеющую вокруг разрушение. Но этому разрушению противопоставлена нравственность людей, которые даже в условиях катастрофы не бросают слабых. Увлекательность повествования, разнообразие характеристик отдельных лиц, пластическая красота форм придают этому произведению огромную выразительность и художественную силу.

 Выставленная сначала в Риме и Милане картина произвела большое впечатление и сразу была отнесена к выдающимся творениям. Современники рассказывали, что итальянцы, встречая знакомых, вместо обычного приветствия начинали разговор словами: «Видели ли вы картину «Последний день Помпеи», о которой говорит весь Рим?». Брюллов показал картину и в Париже, а в 1834 году она была привезена им в Россию. Для современников ее появление стало событием. Впервые живописное произведение вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. О ней публиковались статьи, ее воспевали поэты. А.С.Пушкин, посвятил картине строки:

Везувий зев открыл — дым хлынул, клубом — пламя

 Широко развилось, как боевое знамя.

 Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

 Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

 Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

 Под каменным дождем бежит из града вон!

Возвращение Брюллова на родину в 1836 г. было триумфальным. Его чествовали как героя.  В.А. Тропинин написал его портрет на фоне дымящегося Везувия.   В год возвращения на родину Брюллов стал профессором портретного и исторического класса Петербургской академии художеств, в которой преподавал в течение четырнадцати лет. Мастерская Брюллова не вмещала всех желающих у него заниматься. По воспоминаниям учеников, в преподавании мастер не придерживался академической системы, требовавшей исправления натуры по образцам античного искусства, а советовал вдумчиво изучать живую натуру, считая ее постижение основой обучения. Он говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передать живое тело; оно так прекрасно, что только умейте постичь его… изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности». «Рисунок греков именно оттого и был хорош, что они подмечали красоту в самой натуре, а новейшие художники уступают им потому, что ищут красоты более в статуях, чем в натуре… Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то же, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом, тогда только можно сделаться вполне художником» — таковы были преподавательские принципы Карла Павловича Брюллова.

Новаторская педагогическая деятельность Брюллова стала основой для дальнейшего развития реалистического искусства в России. Художник Н.Н. Ге, учившийся в академии в 1850-х годах, писал, что имя Брюллова было знаменем живого творчества в борьбе против академической рутины.

В воображении живописца возникали замыслы новых монументальных полотен, но они не были осуществлены. Осталось незаконченным полотно из русской истории «Осада Пскова». Начатый им заказ в Исаакиевском соборе в Петербурге завершили другие мастера.

Лучшие его полотна зрелого периода  относятся к портретному жанру. Брюллов был блестящим мастером парадного портрета, полного торжественной декоративности и романтической приподнятости. Среди них «Всадница» — портрет Дж. Пачини, портреты В.А. Перовского, сестер Шишмаревых, М.П. Салтыковой и графини Ю.П. Самойловой с Амацилией Пачини, портреты  В.А. Жуковского, Н.В. Кукольника, А.К. Толстого, И.А. Крылова. В портретах представителей интеллигенции Брюллов подчеркивал сложность характера человека, напряженность его интеллектуальной жизни. По словам В.Г. Белинского, портрет кисти Брюллова — это «художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».

В 1848 г. после тяжелой болезни Брюлловым был создан широко известный, отличавшийся виртуозным мастерством «Автопортрет», написанный в течение двух часов. Это портрет-размышление, своего рода исповедь художника-творца. Бессильно откинута на спинку кресла голова, она покоится на красной подушке, безвольно упала бледная рука, но напряженно, неотступно, мучительно работает мысль художника. Яркий живописный темперамент выступает здесь вместе с духовной насыщенностью образа.

Скончался Брюллов 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано близ Рима.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *