Книжное послевкусие

86b65134ea27

После того как закрылась Красноярская ярмарка книжной культуры и уже нет того цейтнота, в который она погружает меня из года в год, можно спокойно порассуждать о том, что же она собой представляла и что там делал «Касьяновский дом».

Впервые на КрЯКК я попал во время второй ярмарки и с тех пор регулярно её посещал, иногда по нескольку раз катаясь до «Сибири» за одну ярмарку. На той первой для меня ярмарке меня поразило изобилие редкой и даже уникальной литературы по истории, которую никак нельзя было увидеть в Красноярске, а тем более по такой низкой цене. Не помню, со второго или позже КрЯККа я подружился с издательством «Новое литературное обозрение», и с тех пор в первую очередь иду на их стенд. За эти годы у меня дома накопилось десятка два книг, изданных «НЛО», а когда мне случилось поехать в Санкт-Петербург, то одним из первых моих визитов было посещение питерского книжного склада «НЛО».

Но годы шли, и два года назад я заметил неприятную для меня тенденцию. Книг уникальных, серьёзных становилось всё меньше, зато больше стали привозить той литературной требухи, которой и так заполнены все книжные магазины и газетные киоски. Зато КрЯКК стал хорошим местом для приобретения детской литературы и разных интересных игрушек.

Несколько лет назад на КрЯККе начали экономить. Те, кто бывал на первых КрЯККах, всегда возвращались домой с обилием не только книг, но и уникальных по крепости крякковских фирменных пакетов, которых набирали сколько душе угодно, да ещё и в некоторых издательствах давали свои фирменные пакеты. Несколько лет назад пакеты стали выдавать по одному на человека, а затем они и вовсе исчезли. Это мелочь, но, как говорил Шерлок Холмс, нет ничего важнее мелочей.

В атмосфере прошлого КрЯККа словно витало нехорошее предчувствие. Малознакомые (точнее, знакомые только по КрЯККу) люди качали головами и говорили: «Этот КрЯКК может быть последним».

В этом году КрЯКК совершил прорыв, он словно вернулся к прежнему уровню, вновь появились многие серьёзные издательства с интересной специальной литературой, покупателю вновь есть из чего выбрать. Правда цены уже не те и пакеты не вернулись. Но ведь раньше и небо было голубее.

По КрЯККу вновь стало интересно ходить, возвращаться к интересным стендам по нескольку раз, а не устало брести посреди завалов эзотерики и бульварной литературы в некоторых местах. И улыбаться при виде издательства «Петроний», который, кажется, с 2008 года неизменно везёт на КрЯКК воспоминания Николая Саблина «Десять лет на императорской яхте „Штандарт“». И каждый КрЯКК  встреча с «Петронием» напоминает мне, что эта книга ещё не прочитана. Как и многие другие с КрЯККа, хотя я продолжаю покупать новые и новые…

Я не скажу здесь ничего о культурной программе КрЯКК за эти годы — я её не знаю. Честно признаюсь, на КрЯКК я ходил ради двух вещей — купить книги и (с 2011 г.) работать на своём стенде. Случалось мне проводить свои мероприятиям в рамках КрЯКК, но времени и сил ходить на другие не было. За все эти годы я вырвался только на одно — лекцию о Гиперборее одного из моих любимых преподавателей, Дмитрия Владимировича Григорьева на прошлом КрЯККе.

Помимо уменьшения удельного веса профессиональной литературы и превращения КрЯККа в крупную детскую ярмарку в последние годы была и ещё одна тенденция, имевшая ко мне непосредственное отношение. Учреждения культуры Красноярска быстро поняли значение такого представительного форума для популяризации и стали приезжать на ярмарку в качестве участников, оформлять собственные стенды. Первыми это сделали библиотеки, а примерно с начала 2010-х гг. на КрЯКК появились музеи.

Когда я впервые работал на КрЯКК на стенде Музея-усадьбы В.И. Сурикова в 2011 г., музейных стендов было раз-два и обчёлся. Но уже через два года проще было назвать музеи, которые остались в стороне от КрЯККа. Краеведческий, литературный, художественный, GEOS, Музей-усадьба В.И. Сурикова, «Касьяновский дом», Музей Б.Я. Ряузова и другие (в этом году видел и музеи из разных мест края).

Музею не так легко заставить говорить о себе, как другим учреждениям. А КрЯКК давал возможность выйти к людям и представить себя на представительном форуме, заинтересовать потенциальных посетителей. Порой эффект был мгновенный и вчерашние посетители музейного стенда завтра приходили в сам музей. Завязывались полезные знакомства, а главное о музеях узнавало всё больше — не гостей города, они и так о них знают, а именно красноярцев.

«Касьяновский дом» впервые представил себя на КрЯКК в 2013 г. В этот раз мы взялись подготовить не только стенд, но и мероприятия для культурной программы КрЯКК. Мы отправили три заявки на разные по содержанию события и — так не бывает, но так случается — организаторы приняли их все.

Большой победой для нас стало то, что одной из первых в культурной программе была поставлена дискуссионная презентация книги главного хранителя «Касьяновского дома» Геннадия Малашина «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой…», посвящённой священномученику Димитрию Неровецкому. Встреча эта получилась яркой, запоминающейся для её участников. Это был новый формат для КрЯКК — обсуждать столь непростой сюжет нашей истории на главной сцене перед официальным открытием.

После открытия КрЯКК наш стенд посетили губернатор Красноярского края Владимир Толоконский, председатель Законодательного собрания Александр Усс, первый заместитель министра культуры края Татьяна Веселина и мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Первые лица края побеседовали с Геннадием Малашиным и Сергеем Щегловым (которого мы благодарим за организацию этого неожиданного для  нас визита). Такое внимание к «Касьяновскому дому» насторожило наших соседей, некоторые начали смущённо переглядываться.

Другое мероприятие мы назвали исторической презентацией-реконструкцией и посвятили её Василию Касьянову. Гости увидели (и услышали!) экспонаты «Касьяновского дома» на большой сцене. Мы познакомили их с сибирскими городами, сыгравшими знаковую роль в судьбе Касьянова. Конечно, времени для такого обширного рассказа было не очень много, но с некоторыми гостями мы сразу же продолжили нашу беседу на стенде, где знакомили их с экспонатами не только из наших фондов, но и с любезно предоставленными предметами из Канского и Абанского музеев и из частного собрания С. Щеглова.

И третьим событием нашей большой культурной программы стала «Славянская гостиная» — встреча с потрясающе интересным человеком — учёным,  издателем и переводчиком Андреем Базилевским, который познакомил гостей с сербской поэзией и вдохновенно прочёл русские стихи на сербском и сербские на русском.

А всё это время и до мероприятий, и после и даже во время их на нашем стенде кипела жизнь. Сотни людей останавливались у витрин, картин, книг. На нашем стенде каждый мог найти что-то себе по вкусу. Кого прельщали старинные рукописные книги («Житие Ефрема Сирина» 1753 г. из собрания С. Щеглова и «Минея» XVIII в. из фондов «Касьяновского дома»). Кто внимательно разглядывал реликвии времён гражданской войны из Абанского музея. Кто восхищался портретом Десанки Максимович, выполненным Ольгой Иваницкой. Кому-то ближе были предметы советской повседневности из фондов Канского музея и «Касьяновского дома». А кто в изумлении останавливался перед витриной с экспонатами Сергея Щеглова: редкими иконами, рукописными дневниками, банкнотами времён гражданской войны и предметами из несуществующей уже страны Югославии.

Разное время, разное назначение, разный художественный уровень экспонатов позволяли нам говорить с каждым остановившимся у нашего стенда гостем именно о том, что было ему интересно. А это всегда было и остаётся одной из целей «Касьяновского дома».

Уезжали мы с КрЯККа вечером 1 ноября. Уже с обеда обычный крякковский белый шум был перекрыт резким звуком, который издавал скотч. Экспоненты собирались в обратный путь, упаковывали книги и предметы. Я с ужасом смотрел на некоторые стенды и думал, сколько же они продали книг, если такое количество везут обратно. Уже около четырёх большая часть экспонентов готова была выезжать, но официальный выезд начался только через полтора часа. В это время КрЯКК напоминал большой вокзал, люди смотрели на мир сквозь нагромождения багажа, ездили тележки. Тоскливо глядел покинутый детьми пятый павильон. Казалось, ещё несколько минут ожидания и малознакомые экспоненты начнут между собой, как в поезде, долгую беседу. Но тут открыли выход…

Иван Черкасов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *