25 декабря 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения Евгения Степановича Кобытева (1910–1973) – художника, чье имя навсегда вписано в историю русского искусства не только как талантливого педагога, но и как одного из самых пронзительных летописцев ужасов войны, познавшего их на собственном опыте.
Довоенные годы: становление художника
Евгений Кобытев родился 25 декабря 1910 года (7 января 1911 по новому стилю) в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии. Его тяга к искусству проявилась рано, и в 1930-х годах он отправился в Красноярск, где поступил в Красноярский художественный техникум. Его способности были очевидны, и после его окончания он продолжил обучение в Москве – в Московском институте повышения квалификации работников искусств (МИПКРК).
Уже в 1940 году Кобытев вернулся в Красноярск, полный творческих планов, и начал работать преподавателем в Красноярской художественной школе (ныне Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова). Казалось, его жизнь была предопределена: преподавание, творчество, выставки. Но все перечеркнула война.
Военный ад: «Хорольская яма»
С первых дней Великой Отечественной войны Евгений Кобытев ушел на фронт. В октябре 1941 года под Харьковом красноармеец Кобытев попал в окружение и был захвачен в плен. Его ждало страшное испытание – так называемая «Хорольская яма». Это был один из крупнейших лагерей для военнопленных на оккупированной территории Украины, располагавшийся в карьерах кирпичного завода в городе Хороле.
Условия в лагере были адскими: тысячи людей содержались под открытым небом, без крова, почти без пищи и воды. Смерть от голода, болезней и расстрелов была обыденностью. Именно здесь, на грани гибели, художник Кобытев не сломался. Тайком, карандашом на клочках бумаги и обрывках немецких листовок, он начал делать зарисовки, запечатлевая лица своих товарищей, сцены лагерного быта и издевательства охраны. Это был не только художественный, но и гражданский подвиг – создать свидетельство будущим поколениям.
В 1943 году, воспользовавшись неразберихой отступления немецких войск, Кобытеву удалось совершить побег с работ. Он добрался до партизанского отряда, воевал в его составе, а после соединения с регулярными частями Красной Армии был восстановлен в рядах и дошел до Берлина.
Творчество как приговор войне
Вернувшись с войны, Кобытев весь свой фронтовой и лагерный опыт вложил в главный труд своей жизни – графическую серию «Хорольская яма». Работы, созданные в конце 1940-х – 1960-х годах, основаны на тех самых страшных набросках, сделанных в плену, и на врезавшихся в память образах.
Серия выполнена в технике линогравюры и рисунка тушью. Это не парадное искусство, это – суровый и беспощадный репортаж из ада. Листы серии («Кто не работает, тот не ест», «Доходяги», «Надсмотрщик», «Побег» и др.) поражают своей эмоциональной силой, драматизмом и лаконичностью. Художник использует резкие контрасты черного и белого, угловатые, почти скульптурные формы, чтобы передать физические и душевные страдания людей. Каждое лицо – это история муки и сопротивления.
Эта серия работ стала для Кобытева не только личной болью, но и историческим документом огромной силы — художественным обвинением фашизму.
Послевоенные годы: Педагог и мудрый наставник
После Великой Победы Евгений Степанович вернулся к мирной жизни и педагогической деятельности. Он долгие годы преподавал в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, воспитав несколько поколений сибирских художников. Его ученики вспоминали его как человека огромной внутренней силы, скромного, мудрого и глубоко порядочного, который умел говорить с молодёжью о самом главном – о жизни, искусстве и человеческом достоинстве.
Евгений Кобытев ушёл из жизни в 1973 году в Красноярске. Его наследие – это не только мощная графическая серия, но и память о стойкости человеческого духа, способного даже в аду сохранить в себе личность и творца.
Источники:
- Сайт «Культура.РФ»
- Портал «Художники Сибири»
- Сайт КХУ им. В.И. Сурикова
- источник фото: Культура 24






