Первая зимняя авиатрасса из Москвы в Диксон через Красноярск

90 лет назад впервые проложена зимняя авиатрасса по маршруту Москва – Красноярск – Игарка – Дудинка – Диксон, выполненного летчиком Василием Молоковым.

Этот перелёт стал не просто испытанием для экипажа, но и символом технического и человеческого подвига, заложив основу для дальнейшего освоения Севера.

Эта сложнейшая экспедиция проходила на самолёте «ПР-5», преодолевая климатические и технические вызовы. Маршрут, рассчитанный на стратегические арктические точки и начавшийся в феврале, завершился весной 1935 года. Однако героизм экипажа на этом не закончился: они прорвались дальше заявленного маршрута – до Усть-Порта и мыса Ласкина. Этот прецедент стал катализатором развития полярной авиации и доказал, что Арктика может быть освоена не только силами, но и разумом человека.

Красноярск сыграл ключевую роль в организации перелёта и закрыл за собой статус «центра полярной авиации», где базировался важнейший авиаремонтный завод. Собранные здесь самолёты обеспечивали успешное освоение Северного морского пути, а значение завода подчёркивал начальник управления воздушной связи Михаил Шевелёв.

В честь Василия Молокова Красноярск увековечил память о легендарном полярнике — остров Телячий был переименован в остров Молокова, став символом героизма и технической мысли того времени. На острове сохранились здания бывшей гидроавиабазы, а Красноярск гордится улицей, названной в честь Молокова, который своими действиями укреплял славу советской Арктики.

Василий Молоков — легенда советской полярной авиации

Василий Сергеевич Молоков (1895–1982) был настоящей легендой полярной авиации и одним из первых Героев Советского Союза. Он прославился как участник спасательной операции экипажа парохода «Челюскин» в 1934 году, а впоследствии стал генерал-майором авиации.

С 1932 года Молоков возглавлял отряд полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Работая в тяжелейших условиях, он выполнял ледовую разведку, обеспечивая навигацию в Северном Ледовитом океане. Его имя навсегда связано с освоением Арктики — не только через полярные перелёты, но и как символ мужества, профессионализма и лидерства в самых сложных условиях.

Источник: Служба по государственной охране ОКН, Почтарёв А., Горбунова Л. Полярная авиация в России 1914-1945 гг. Книга первая.
Дмитрий Кокорин

Дмитрий Кокорин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *