К 220-летию со дня рождения Франца Шуберта

В 2017-ом году по всему миру отмечается 220-летие со дня рождения Франца Шуберта, немецкого композитора, первого композитора-романтика. Его творчество — один из важнейших этапов в развитии музыкального искусства. Особенное место в мировом музыкальном наследии занимают камерно-вокальные сочинения Шуберта — песни, баллады, вокальные циклы. С одной стороны, инструментальное творчество Шуберта продолжает традиции музыкального классицизма — композиторов венской классической школы, а при внимательном рассмотрении легко обнаруживается тесная взаимосвязь с творчеством Людвига ван Бетховена. С другой же стороны симфонический Шуберт — это новая страница в истории музыки.

По соседству с Великим

Шуберт был всего на 27 лет моложе своего старшего современника — Бетховена, но умер на год раньше, прожив всего лишь 31 год. Тем не менее объем творческого наследия вполне сопоставим с бетховенским: девять симфоний (как и у Бетховена), квартеты и квинтеты, большое фортепианное наследие (сонаты, экспромты, различные танцы и миниатюры). Конечно, сходство с Бетховеном обнаруживается и в круге избранных Шубертом жанров, затем открывается и схожесть арсенала средств музыкальной выразительности. Его симфоническое творчество продолжает линию драматического симфонизма, который был заложен Бетховеном, и при более полном погружении в симфоническую музыку можно открыть преемственную связь от классика к романтику. Также можно усмотреть и сходство путей эволюции симфонического жанра в творчестве двух великих венцев.

1

Первые шесть симфоний и у одного, и у другого композитора создаются буквально друг за другом. Виден и большой перерыв в создании симфонических циклов перед завершающими Девятыми симфониями — у Бетховена между Восьмой и Девятой перерыв составляет десять лет, а у Шуберта — шесть. Сходством является круг избираемых тональностей, в которых работали оба композитора в симфонических произведениях.

Существует множество музыковедческих трудов, в которых явная творческая и жизненная связь Шуберта и Бетховена раскрывается с разных сторон. Это работы Ю.Н. Хохлова как составителя — «Воспоминания о Франце Шуберте», «Жизнь Франца Шуберта в документах», как музыковеда — «Песни Шуберта: Черты стиля», «Фортепианные сонаты Франца Шуберта» и мн. др.; монография В. Конен «Шуберт»; «Франц Шуберт: Очерк жизни и творчества» П. Вульфиуса; различные статьи и публикации посвящены жизни и творчеству Шуберта в различных научных сборниках.

Выстроившаяся связь характеризуется важнейшим этапом для мировой художественной, в частности музыкальной, культуры — переходом к романтическому самосознанию художника, присущего творцам XIX века. Если принять к рассмотрению конкретные признаки, обозначающие этот процесс в переменах музыкального мышления в творчестве Франца Шуберта, то первым признаком является переосмысление форм музыкальных произведений: стремление к монолитности, неотделимости частей музыкального произведения друг от друга, или, проще говоря, — к одночастности. Такая форма будет великолепно отработана Ференцом Листом, в созданном им жанре симфонической поэмы. Симфоническая поэма — достижение эпохи романтизма, ответ на поиски новых форм воплощения художественного мира композитора-романтика.

Такой импульс в творчестве Шуберта, с одной стороны, зарождается благодаря обращению к жанрам камерно-вокальной музыки (к ним Шуберт обращался на протяжении всего творческого пути), требующего тщательной и тонкой работы над малыми элементами  музыкальной формы — интонацией и мотивом, из которых, собственно, создается музыкальная тема произведения. Она заключает в себе идею художественного текста, таким образом, выводя на первый план мелодию как средство музыкальной выразительности, подчиняющее себе все остальные средства — гармонию, фактуру и др. Песенный мелодизм Шуберта, отличающийся особой тонкостью и чуткостью, оказался жизнеспособен в его симфоническом творчестве. Эту легко почувствовать, пропев темы из его симфоний или увертюр.

В условиях нашего времени для слушателя знакомство с симфониями и Бетховена и Шуберта может стать довольно трудоемким процессом, поэтому мы рекомендуем начать знакомство с более удобного по длительности звучания, по ясности музыкального языка жанра, — жанра квартета, который представлен в творчестве обоих композиторов.

В квартетах Шуберта следует обратить внимание на форму строения квартета — количество частей; его Квартет c-moll, написанный в 1820 году, — одночастный, искусно выполненные гармонические средства, глубокая эмоциональная содержательность — эти черты характеризуют небольшой по масштабам формы, но широкий по содержанию Квартет.

Тема человека и судьбы, родственная теме драматургии Бетховена, преломляется в Квартете d-moll, 1824-го года написания. Здесь романтический герой представлен протестующим против судьбы, в своей естественной борьбе с неизбежным. Яркие темы, подчеркнутые активным ритмическим движением, особенно главная — она одновременно близка и бетховенскому мотиву судьбы из Пятой симфонии, и теме рока в симфониях Чайковского. Это лирико-драматическая линия симфоний, дающая слушателю возможность переживания внутренней борьбы Человека с неизбежностью предстоящего, с судьбой или роком.

В бетховенских же квартетах всегда сохраняется традиционная классицистская четырехчастная структура, но части объединены общим драматургическим замыслом, что отражается на музыкальном материале. Это черта присуща и музыкальным традициям романтизма.

Шуберт и его непризнанное величество

Шуберт вошел в музыкальную историю как величайший создатель камерно-вокальной музыки, ранее не выходившей за рамки домашнего, салонного музицирования. Благодаря творчеству Шуберта камерно-вокальные жанры смогли получить высокую художественную ценность, «возвыситься» среди других жанров и форм музыкального искусства. Это помогло преодолеть доселе существовавшие в эпоху классицизма границы между «высокими» и «низкими» музыкальными жанрами.

В первую очередь остановимся на важнейшей для истории музыки вехе — развитии жанра вокального цикла. Шуберт написал несколько вокальных циклов: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня». Их объединяет общая романтическая тема — тема романтического героя, находящегося в пути к своему идеалу жизни, любви, но никак его не достигающего. Своего рода «ахиллес и черепаха» известных сюжетов искусства. В своей ипостаси вокального композитора Шуберт раскрывает великий дар мелодиста — песни, вышедшие из под его пера легко запоминаются и способны стать сопровождением слушателю в его жизненных размышлениях, осмыслении выбранного им пути.

Это музыка с глубоким драматическим контекстом жизни самого композитора, лирические страницы дневника его дней существования. Шуберт, за свою небольшую жизнь ни разу не оказался на сверкающем пьедестале славы — это место занимал Людвиг ван Бетховен. Вероятно, ответ на вопрос, почему так произошло, стоит искать в понимании натуры художника, в общей ситуации невесомой признанности среди круга его почитателей, не выходившей за пределы даже Австрии.

Творчество Франца Шуберта — образец романтической музыки со всеми ее философско-эстетическими установками, чертами искусства эпохи романтизма в целом, при этом сохраняющее результаты музыкальных поисков эпохи классицизма. Шуберт смог продемонстрировать переосмысленную роль искусства в целом и роль музыки в частности для человеческой жизни.

Феноменом Шуберта остается все та же про-бетховенская гениальность и мощность творческого потока, заложенная в его симфоническом и камерно-инструментальном творчестве. Это его великий дар композитора-мелодиста, открывшийся в вокальной музыке. Форма его вокального цикла с лирико-драматическим сюжетом оказалась универсально применимой в будущем. С небольшой разницей во времени стали появляться фортепианные циклы, состоящие, как и вокальный цикл, из самостоятельных миниатюр, объединенных общей сюжетностью (напр. «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал» Р. Шумана и др.).

Во второй половине ХХ века распространение массовой музыкальной культуры требовало поиска наиболее подходящих форм выражения и нашло ответ в использовании вокального цикла. Название он получил иное — музыкальный альбом, но многие принципы музыкальной драматургии, формообразования сохранились и были максимально преобразованы для успешного воплощения облика артиста массовой культуры ХХ века.

Несомненно, музыка Франца Шуберта — это великий дар человечеству, возможно способный дать ответы на сокровенные вопросы бытия. При этом, музыка, носящая некоторый отблеск литературного экзистенциализма, здающегося вопросом об осознании человеком самого себя.


Ксения Мигмарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *