Неутомимая, открытая, мудрая

i12

26 июля 2011 года из жизни ушла игумения Екатерина (Бальва) — человек, без преувеличения, вписавший свое имя золотыми буквами в историю возрождения церковной жизни в Красноярском крае.

Елена Александровна Бальва родилась 19 июня 1927 года в деревне Васильевка Юргинского района Новосибирской области (ныне территория Кемеровской области). Будущая игумения происходила из потомственного рода сибирских священников, едва ли не все представители которого подверглись репрессиям в мрачные годы «воинствующего атеизма».

Непростым и сопряженным со множеством лишений выдался жизненный путь самой Елены Бальва. Тем не менее, она сохранила крепкую веру, и, выйдя на пенсию в середине 1980-х годов, смогла целиком посвятить три десятилетия своей жизни трудам во благо Церкви.

В конце 80-х годов прошлого века во многом благодаря усилиям Елены Александровны в городе Черногорске (территория современной Республики Хакасия) восстанавливается храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Затем будущая монахиня перебирается в Красноярск, становится послушницей учрежденной в 1994 году Благовещенской обители, принимает постриг с именем Екатерина. Спустя четыре года она становится настоятельницей монастыря.

i3

Матушка Екатерина (первая справа) на освящении Свято-Троицкого храма села Шаоаболино 4 июня 2011 года

Восстановление старинного собора (задние которого в советскую эпоху использовали как пушную базу) и устройство женской монашеской обители — буквально «с нуля» — требовали колоссальных физических и моральных усилий. И у матушки Екатерины они нашлись, притом с избытком: в начале нового века она как настоятельница продолжает создание Вознесенского монастыря в поселке Кочергино Курагинского района. Тогда же правящий архиерей благословил игумении Екатерине руководить возрождением старинного Свято-Троицкого храма в соседнем селе Шалаболино. Восстановленную церковь освятили 4 июня 2011 года, а спустя полтора месяца монахиня отошла ко Господу, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин…

В памяти многих верующих красноярцев игумения Екатерина (Бальва) останется образцом открытости, мудрости, трудолюбия и строгости в вере.

Протоиерей Сергий Мясоутов, настоятель Никольского храма деревни Кузнецово, штатный священник Покровского кафедрального собора города Красноярска:

— В 90-е годы я только начинал служение в священном сане, был диаконом в Благовещенском соборе. Матушку Екатерину нельзя было не запомнить: на первый поверхностный взгляд она могла показаться человеком строгим, даже жестковатым, как в общении со священниками, так и в отношении прихожан.

Но строгость эта была во многом внешней. Человеком она была открытым, искренним, и люди к ней тянулись. И матушка Екатерина как никто другой умела организовывать любое дело, любой труд — начиная от разгрузки фургона с товарами для епархиального склада и заканчивая строительством Благовещенской обители.

Без нее вряд ли бы возродили собор и построили сам монастырь.  Помню, иногда матушка лично брала лопату в руки, показывала строителям, как нужно мешать бетон.

i7

Благовещенский собор города Красноярска

Геннадий Малашин, главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви c обществом и СМИ Красноярской епархии:

Игумению Екатерину не мог не знать любой красноярец, так или иначе соприкасавшийся с церковной жизнью на рубеже XX и XXI веков. Она была яркой, самобытной личностью.

С первых лет на личном примере, примере своей семьи Елена Бальва могла убедиться в том, как это непросто, порой смертельно опасно — быть верующим человеком, стоять за веру. Быть может, впоследствии, в чем-то матушка не вписывалась в стереотипный образ русской монахини, но она была, в первую очередь, именно крепким в вере человеком, настоящей христианкой.

О заслугах этой удивительной монахини можно говорить долго, и память ее, в первую очередь, увековечена в современном Благовещенском соборе. Но лично для меня запомнились ее искренность, подлинно народное чувство юмора (которые позволяли найти общий язык с любым собеседником, от простых прихожан до чиновников и директоров крупных предприятий) и необычайные жизнелюбие, энергичность, лидерские качества.

Даже в последние годы жизни, когда ее одолевали разные немощи и хвори, она не позволила себе «уйти на покой», не переставала заботиться о Вознесенском монастыре в Кочергино и Свято-Троицком храме в Шалаболино.

i2 (1)

Вознесенский женский монастырь села Кочергино

Дмитрий Васянович, журналист, композитор, регент Архиерейского хора Покровского кафедрального собора города Красноярска:

С матушкой Екатериной я познакомился буквально сразу, как пришел в Благовещенский собор: она тоже пела на клиросе, причем пела басом, и мы исполняли одну и ту же партию. Так и сдружились.

Конечно, для нее пение было только одним из множества послушаний. Даже на клирос матушка всегда брала с собой рабочую фуфайку: вдруг во время богослужения привезут новую партию стройматериалов и нужно будет срочно руководить разгрузкой? Удивительно, но и в таких случаях игумения Екатерина успевала возвращаться в нужные моменты богослужения, чтобы исполнять кафизмы.

 Помню и то, как однажды на день ангела у матушки Екатерины мы, хористы, решили преподнести ей фотографию Благовещенского собора в резной рамке. Казалось бы, не ахти какой подарок, но игумению он буквально растрогал до слез: в такой вот степени собор был ей дорог, столько сил в его возрождение она вложила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *