Строгий в вере и добрый к людям

5LRUqXwoeeE1-1024x576-1024x5761

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM)  вышел десятый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Вехи на жизненном пути митрофорного протоиерея Иоанна Романюка, отдавшего половину столетия служению в священном сане, вспоминали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня я вспомнил события пятнадцатилетней давности, когда пришел петь на клирос в красноярский Покровский кафедральный собор. Тогда пели здесь уже взрослые женщины, были среди них и монахини, тайно постриженные в советское время приснопоминаемым архимандритом Нифонтом (Глазовым).

И вот однажды они предложили поруководить богослужебным пением — мол, ты же на дирижера в Академии музыки и театра учишься. Помню, была это ранняя литургия в воскресенье, и был я единственным баритоном в этой честной компании. Вдруг чувствую: кто-то мне бойко басом начинает подпевать — мужчина в костюме зашел на клирос и уверенно запел. Так мы и допели вместе.

После литургии я еще и похвалил незнакомца: «Как с Вами петь хорошо, приходите с нами служить!». И он так охотно согласился: «Конечно приду». А когда удалился, то клирошане наши мне, смеясь, говорят: «Так это же настоятель наш, батюшка Иоанн, митрофорный протоиерей, просто не в облачении».

Так я впервые познакомился с отцом Иоанном Романюком. Как позже смог понять, человеком он был невероятным:  хорошим организатором, добрым пастырем, строгим в вопросах веры и при этом с прекрасным чувством юмора. Об этом батюшке, много послужившем во славу Божию в храмах нашего края и завоевавшем искреннюю любовь своей паствы, расскажем сегодня в нашей программе, в рамках совместного проекта «Радио России. Красноярск» и Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом».

Иван Захарович Романюк родился 24 июня 1933 года в семье крестьянина, на Украине в селе Липа Волынской области. Восьмилетним мальчишкой застала его Великая Отечественная война, — рассказывает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин:

ГМ: В годы войны Украину, как известно, оккупировали немецкие войска. Это было тяжелое, страшное время. В одном из последних интервью отец Иоанн вспоминал о нем, рассказывал о том, как он с друзьями пытался помогать партизанам. Было опасно, но Господь смилостивился к ним.

Мальчишка рос, война закончилась, и самым большим желанием пастыря было найти себя в Церкви. Он поступает в начале 50-х годов ХХ века в Волынскую духовную семинарию, — слава Богу, в то время ещё было какое-то количество семинарий на территории Советского Союза.

Когда пришло время выпуска, соответствующие церковные органы, решавшие судьбы вчерашних семинаристов, дали не по годам развитому, отлично знавшему служение юноше место назначения — Краснодарский край. Славный теплый край, где были не до конца утрачены церковные традиции. Но будущий пастырь пишет прошение о том, чтобы направили его в Сибирь, Новосибирскую епархию, в Красноярское благочиние.

Здесь жил его приемный отец, тоже священник, и он очень много рассказывал Ивану Романюку о Сибири, об этих удивительных местах, как много здесь трудов для священника — возвращать в Церковь заблудшие души.

И будущий пастырь решил поехать именно сюда, к приемному отцу, в места, в которых он никогда не был. Надо сказать, что это было сопряжено со многими церковными и светскими препонами, но отцу Иоанну удалось это сделать.

R3peBK5eAnM

Иоанн Романюк. 1963 год.

ДВ: Итак, в 1958 году Иоанн окончил семинарию, повенчался в городе Дубно с девушкой Валентиной и молодая семья приехала в Новосибирск. Здесь принял священный сан и стал нести служение в Вознесенском кафедральном соборе.

Отец Иоанн сразу завоевал уважение и Священноначалия, и прихожан. Уже через год принятия после сана, он становится настоятелем собора и, по совместительству, исполняющим обязанности секретаря Новосибирского епархиального управления. Возможно, красноярцы никогда бы не познакомились с этим батюшкой, если бы тогда не случился громкий скандал: всесоюзные газеты писали о том, что новосибирские священники якобы убили подростка. Об этих событиях рассказывает историк Геннадий Малашин:

ГМ: Владыка Донат (Щеголев), отец Иоанн Романюк, и целый ряд других священников вынужденно покинули Новосибирск после 14 апреля 1961 года. Множество газет, в том числе «Правда», напечатали тогда статьи об «убийцах в рясах».

В ту роковую ночь в Вознесенский собор на глазах у сторожей попытались залезть четыре подростка. Это были отъявленные хулиганы, познавшие все «прелести» дворовой жизни и стремившиеся похитить церковные ценности. Показательно, что трое из них вскоре предстанут перед судом за многочисленные кражи.

А четвертый же, по всей видимости, главарь и вдохновитель, при попытке ограбления погиб. У одного из сторожей был дробовик, и, когда тот поднимался на колокольню, с которой подростки пытались проникнуть в храм, по роковой случайности произошел выстрел, оказавшийся смертельным для грабителя.

Протоиерей Павел Патрин, один из старейших священников Новосибирска, позднее в мемуарах вспоминал, что мать погибшего, узнав утром о горькой новости сказала: «Слава Богу, наконец-то я отмучилась, ничего не могла с ним сделать».  Но уже к вечеру, в интервью журналистам, она рассказывала о том, какой у нее был замечательный сын, проклинала «извергов в рясах», которые «ритуально» убили его на колокольне.

2337-3-f

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска. 60-е годы ХХ века. Источник: co.forum4.ru.

Советские власти, конечно, радовались такой возможности «обличить» Церковь, показать советскому обществу, что она не только духовно вредит строительству коммунизма, но и не гнушается прямыми убийствами. Был организован скорый и неправедный суд: одного из сторожей приговорили к расстрелу, второго — к восьми годам лишения свободы (за два месяца до освобождения умрет и он).

Владыку Доната перевели с понижением в Костромскую епархию, вынуждены были уехать из Новосибирска и те пастыри, что служили в Новосибирске.

ДВ: Так отец Иоанн оказался в Абакане, в Никольской церкви, через два года его перевели в Канск, где он вскоре стал настоятелем Спасского храма.

Батюшку всегда любили: несмотря на его строгость в вопросах веры, был он человеколюбивым, умел урегулировать сложные ситуации на неспокойных приходах и везде вносил мир и порядок. Владыка Павел (Голышев), в 1964–1972 годах архиепископ Новосибирский и Барнаульский, характеризовал отца Иоанна как «…энергичного, заботящегося о пастве и храме, преданного Церкви Божией пастыря». Отмечал, что тот «стяжал себе уважение собратьев и любовь верующих. Любил службу и неукоснительно проповедовал Слово Божие».

В августе 1971 года прихожане канского храма в письме Владыке отмечали: «батюшка Иоанн с нами сроднился, он для Церкви и народа добрый пастырь, много тут потрудился и потерпел, и переносит всякие житейские невзгоды… Мы очень благодарны, и любим его как своего дорогого пастыря…»

А зачем они это писали? Потому что не хотели, чтобы батюшку от них переводили. И всё таки в 1974 году началось служение отца Иоанна в Красноярске — он был назначен настоятелем Никольской кладбищенской церкви. И уже до конца дней своих замещал эту должность, даже будучи настоятелем и других храмов — как в Красноярске, так и в Ачинске. За свое преданное служение, он не раз был награжден орденами, и даже правом ношения митры — высокой церковной награды. Наш эксперт, журналист Геннадий Малашин вспоминает:

ГМ: На основе опыта встреч с отцом Иоанном могу сказать, что это был человек, глубоко верующий в Господа, истово преданный Церкви, и в этом никто не сомневался. Отца Иоанна не просто уважали — его любили.

BfQfztMk-3M

С внучкой Машей у Никольского храма. 90-е годы.

С одной стороны, он был строгим и требовательным. Не дай Господь не выполнить какое-то его указание или правящего архиерея! С другой стороны, у него было удивительнейшее чувство юмора. Сколько лет я его знал, но никогда не мог сказать точно: вот этот гнев, свидетелем которого я стал, — он был идущим из глубины души, или это было воспитание молодого пастыря? Вот он делает внушение нерадивой прихожанке, вот он распекает Архиерейский хор («Что вы там не в лад поете!?»), и я никогда не мог понять, что это: эмоции или педагогика?

Отец Иоанн в течение 53 лет нес служение в священном сане: при разных архиереях, в разные эпохи — хрущевскую, брежневскую, горбачевскую… «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — эти слова Ф.И. Тютчева как нельзя лучше подходят к батюшке. И колоссальная природная мудрость получила в нем особенное развитие: мне кажется, что он насквозь видел любого человека, с которым его сводил Господь.

При всем при этом в митрофорном протоирее Иоанне Романюке была глубокая порядочность. Вся епархия знала: если он что-то сказал, то у него были все основания для этого. Людей непорядочных, людей порочных он не мог терпеть.

А еще этот пастырь обладал невероятным даром пересказывать евангельские сюжеты своими словами. Просто-напросто возникало ощущение личного присутствия рядом со Спасителем. Помню, как слышал его проповедь о Марии и Марфе: люди буквально оглядывались вокруг себя, словно ожидая увидеть их рядом с собой. А Христос, конечно, и вправду в это время был в храме: подле нас, подле отца Иоанна…

i8

Митрофорный протоиерей Иоанн Романюк в последние годы жизни

Удивительный это был пастырь, удивительно светлый человек, чей вклад в историю епархии еще не оценен до конца. Я надеюсь, что если Господь даст нам сил, то в книгах по истории Красноярской епархии, Красноярской митрополии, ХХ и XXI века, ему будет уделено немало страниц…

ДВ: Батюшки не стало в 2011 году. В тот год нас покинули сразу два таких крепких в вере человека с открытым сердцем: матушка Екатерина (Бальва) и отец Иоанн Романюк. Мне они во многом представляются похожими: внешне строгие и при этом сопереживающие о каждом всей душою. Это люди, вспоминая о которых нельзя удержаться одновременно от слёз и доброй улыбки. Так и надо жить: близко к Богу и оставляя светлую память о себе в людях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *