Сайт «Касьяновский дом» начинает публикацию дневников исследовательской экспедиции проекта «Сибирский крест».
Первый день экспедиции «Сибирский Крест». Накануне по приезде мы уже изучили Минусинск с его купеческими особняками и помидорами. Настало время напряженной работы над нашим проектом.
Рано утром мы отправились в Каратузское, километров за сотню от Минусинска. Это старинное село — один из главных пунктов нашей экспедиции. Почти сто лет назад здесь случилось невиданное в деревенской и патриархальной России преступление. Убили священника с матушкой. Отец Михаил Щербаков — один из героев нашего будущего фильма, пожилой настоятель Петропавловского прихода. Во время крестьянского восстания в 1918-м году, пьяная толпа ворвалась в дом священника, смертельно ранила матушку Анну и, не смотря на мольбу детей, выстрелила в отца Михаила. Убийцы обвинили его в том, что он якобы укрыл казаков в храме. Но как все было на самом деле? Реальную картину произошедшего сегодня сложно восстановить. Известно только то, что в последний момент земной жизни священник уговаривал своих палачей вести себя приличнее, призывал к любви…
Основатели Каратуза — казаки — оказались проигравшей стороной в гражданской братоубийственной войне. Сегодня только историки помнят фамилии давних хозяев этих лесов, рек и полей. Часть из них убили, другую расказачили. Большинство зажиточных семей покинуло село. Сегодня за храмом, на склоне холма, стоит небольшой мемориал в честь уже легендарных первопоселенцев.
От дома священника сегодня ни осталось и следа. На его месте построили детский садик. Единственный свидетель тех трагических событий — старинная каменная церковь в честь Петра и Павла. Более двадцати лет храм стоит в руинах. Огромный зимний придел похож сегодня на некую сказочную пещеру. В советское время здесь были кинотеатр и «танцы»… Старушки-прихожанки рассказали нам как раньше отплясывали в летнем приделе, ныне отреставрированном. Вспоминали баяниста, первого парня на деревне. Баянист умер, а юные некогда девушки, сегодня составляют костяк прихода.
С храмом нас познакомил настоятель общины — священник Виктор Пасечнюк. Прихожане уверены, что в скором времени им удастся восстановить утраченную красоту сельской церкви, некогда возвышавшейся над всей местностью. Говорят, когда звонили в огромный благовест, слышно было в окрестных деревнях. В 30-е годы колокол сбросили на землю и, по преданию, от его гула вылетели стекла в нескольких соседних домах.
Прямо в церковной ограде расположен сельский музей. Директор Иван Иванович Соболев оказался очень интересным человеком, хорошо знающим не только историю района, но и собственной семьи. Дед его — партизан, участник Минусинского восстания. От него он и услышал впервые о стрельбе в Каратузской церкви, о расправе над священником. Иван Иванович придерживается научного подхода к истории, поэтому красные и белые для него — это не свет и тьма, а две правды, пусть и взаимоисключающие.
После полудня часть экспедиции отправилась в Верхний Кужебар, где некогда служил иерей Павел Кузьмин. Священник проходил по делу архиепископа Димитрия (Вологодского). Для нас были интересны устные свидетельства старожилов села. Но, к сожалению, сегодня почти никто не помнит о событиях 30-х годов. На месте храма сейчас стоит колхозная контора, похожая больше на голубятню, на крыльце ее дремлют козы.
Верхний Кужебар кажется местом заколдованным. Время здесь замерло, и темнота смотрит из окон двухсотлетних бревенчатых изб. Нас поразили дворовые ворота, срубленные из огромных, цельных стволов кедра. Все советское время здесь верили Бога. И старые и молодые. Всем селом на Введенскую Божию Матерь отправлялись к своей главной святыни — святому источнику, «святому колодцу», как называют его местные. В начале XX-го века одному крестьянину явился лик Пречистой в родниковой воде, и с тех пор на юге края существует традиция крестных ходов на Введение. И сегодня святой источник посещают паломники из окрестных деревень и разных городов края.
Оставшиеся в Каратузском коллеги тем временем побывали на сельских кладбищах, одно из которых в советское время сравняли с землей, установив стелу с надписью — «Никто не забыт, ничто не забыто». На этом погосте некогда похоронили убитого священника Михаила, без отпевания, под смех толпы. Уже потом, с приходом колчаковской армии, состоялось торжественное погребение иерея за алтарем Петропавловского храма. Сегодня его могилу найти почти невозможно. Раньше при церкви было кладбище, сейчас там возвышается общий крест.
На этой земле еще помнят гражданскую войну: казаков и партизан, Колчака и Щетинкина. Но также помнят и свою веру, пусть лишенную высокого богословия… На Троицу здесь собираются всем селом и жарят яйца на сковороде, на Пасху идут на погост с первыми лучами солнца. В этот день мы не только собрали много ценного материала о священнике Михаиле Щербакове, но и открыли для себя удивительный, яркий, как здешняя природа, мир деревенской Сибири.
Проект «„Сибирский крест“. Подвижники благочестия и мученики минусинской земли» осуществляется в рамках международного грантового конкурса «Православная инициатива».