В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел девятый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин приступили к рассказу об исследовательской поездке на запад Приенисейской Сибири в рамках проекта «Сибирский крест».
ДВ: — У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня наша программа приглашает вас отправиться в путешествие по следам исследовательской экспедиции наших коллег из музейно—просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Эта экспедиция состоялась в рамках проекта «Сибирский крест» и охватила западные районы нашего края.
Участники проекта памяти мучеников и подвижников церковного благочестия Приенисейской Сибири изучали архивы, устраивали круглые столы, беседовали с местными жителями, расспрашивая о разрушенных ныне церквях и священниках, которые некогда здесь служили. Поездка выдалась богатой на события, по ее итогам было открыто много новых данных, которые станут основой документальных фильмов и книжных изданий «Касьяновского дома» и наших радиопрограмм в новом совместном цикле «Сибирский крест». Первую из них предлагаю сегодня вашему вниманию.
Исследовательская поездка охватила обширные территории на западе Красноярского края и продлилась десять дней. За это время сотрудники «Касьяновского дома» посетили не только города и поселки городского типа, но и сёла, деревни, в том числе те, жизнь в которых постепенно угасает и затихает. Вот что об исследовательском маршруте рассказал главный хранитель «Касьяновского дома», историк Церкви Геннадий Малашин.
ГМ: — Это уже третья подобная экспедиция, организованная нами по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона и при участии епархиальной Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию. Маршрут первой в 2013 году пролегал по восточным районам нашего края, ныне образующим каноническую территорию Канской епархии, а второй (два года назад) — по южным территориям Приенисейской Сибири, в церковном отношении составляющим Минусинское благочиние Красноярской епархии.
Ачинская земля — во многом удивительна. Это самые западные районы Красноярского края. До революции Гражданской войны частично они даже не входили в состав Енисейской губернии, а были частью губернии Томской. В годы лихолетья немало партизанских отрядов возьмут здесь начало и обретут надежное пристанище. Впоследствии их всех героизируют в годы советской власти — в первую очередь, Александра Кравченко и Петра Щетинкина. Но о подвижниках церковного благочестия мы до сих пор знаем немного…
Своих святых ачинская земля обрела еще до подвигов здешних новомучеников и исповедников: это, конечно, праведные Даниил Ачинский и Феодор Томский; святые, известные и чтимые и за пределами Сибири. Но главным предметом нашей экспедиции, ставшей частью реализации проекта-победителя конкурса «Православная инициатива» — «Сибирский крест», послужило изучение судеб именно тех подвижников веры, что просияли на этой земле в годы братоубийства и богоборчества. Подвижников, как канонизированных, так и неканонизированных, — но чье прославление, по милости Божией и по нашим молитвам, может стать делом ближайших лет.
Экспедиция выдалась чрезвычайно насыщенной. Мы постарались охватить большую часть бывшего Ачинского уезда Енисейской губернии: Ачинский, Новобирилюсский и Большеулуйский районы. Вместе с ними мы побывали и в Боготольском районе, который, как я уже говорил, столетие назад подчинялся властям не в Красноярске, а в Томске.
ДВ: — В первый день участники экспедиции посетили места, связанные с именами Даниила Ачинского и старца Феодора Кузьмича. Участник Отечественной войны 1812-го года Даниил Делие был сослан в наши края на пожизненную работу в Боготольский винокуренный завод. А получив свободу, поселился сначала в Ачинске, а затем в деревне Зерцалы, в семнадцати верстах от города.
Сюда же в марте 1837 года прибыл и старец Феодор Кузьмич. Потом он жил и в соседних селениях: станице Белоярской (ныне – село Белый Яр), селе Краснореченском (Красная речка) и в деревне Коробейниково. Историки и сегодня спорят: кем же был загадочный старец? Многие до сих пор убеждены, что был он ни кем иным, как русским императором Александром I, по известным только ему причинам перебравшимся жить в Сибирь. Но, как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, для жителей западных сёл края, где когда-то подвизался святой, этот вопрос и не стоит.
ГМ: — С памятью о Данииле Ачинском, в первую очередь, связаны три места. Это села Зерцалы, Белый Яр и Красный Завод. С ними же связана и судьба старца Феодора. К слову, этот подвижник до сих пор официально не канонизирован Русской Церковью, как бы это удивительно не звучало.
Почему? Дело в том, что еще в 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил учредить Собор Сибирских святых. В его состав и было включено имя старца; Феодора Томского как бы причислили к Собору, но полновесной процедуры канонизации не было. Именно потому его и нет в составе Собора святых Красноярской митрополии.
Но почитание его — есть, притом за пределами и Красноярского края с Томской областью, и Сибири вообще. Старцу Феодору молятся в разных уголках России, и не в последнюю очередь потому, что для многих он — государь Александр I, «Благословенный», как тогда его называли. А уж в тех поселениях, где Федор Кузьмич некогда жил, его личность однозначно сопоставляют с императорской. «Здесь у нас жил царь», — это я слышал и в Зерцалах, и в Белом Яре, и в Красном Заводе.
Феномен старчества неотделим от духовной истории и духовной культуры России. Вспомните хотя бы образ старца Зосимы из «Братьев Кармазовых»: разве состоялся бы это великий роман великого писателя без такого персонажа, который знает ответ на любой нравственный вопрос, к которому за советом идут и стар, и млад? Думаю, что нет. И на ачинской земле это особое почитание двух старцев словно создает неповторимый духовный климат, который ощущает на себе каждый гость территории.
ДВ: — Следы старцев-праведников — святого Даниила Ачинского и Феодора Кузьмича — всё еще возможно найти в наших краях. Живы предания о них и в устах местных жителей. Но это — уже тема нашей следующей программы!
Проект «Сибирский крест» реализуется издательским домом «Восточная Сибирь» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». Активный участник проекта — музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Участники экспедиции посещают Ачинский, Боготольский, Большеулуйский и Новобирилюсский районы в поисках следов священнослужителей, пострадавших за веру в годы Гражданской войны и «Большого террора». По итогам экспедиции будут выпущены книга и фильм. Ранее, в 2016 году, в рамках первой «части» «Сибирского креста» — «Подвижники благочестия и мученики минусинской земли» — прошли исследовательские поездки в Минусинское благочиние. Были выпущены документальные фильмы «Черная соль», «Райские яблоки» и «Радоница» об архиепископе Димитрии (Вологодском) (†1937) и иерее Михаиле Щербакове (†1918).