27 апреля (15 апреля по ст.ст.) 1889 года в Пензе отошел ко Господу епископ Антоний (в миру — Вениамин Николаевич Николаевский; 1818–1889), ранее на протяжении восьми лет управлявший Енисейской (Красноярской) епархией.
Иерарх прожил долгую и богатую на труды жизнь. Достаточно уже того, что он в разные годы преподавал в трех духовных семинариях (в Тамбове, Нижнем Новогороде и Екатеринославе) и занимал три епископские кафедры (в Тверской, Енисейской и Пензенской губерниях).
В Приенисейской Сибири владыка Антоний нес служение с 1873 по 1881 год. Не будет преувеличением сказать, что эти годы стали одним из самых насыщенных периодов в православной истории Красноярья.
Прежде всего, «памятником» архиерею служит возрожденная в начале XXI века Успенская мужская обитель. Именно епископ Антоний в 70-х годах выступил главным инициатором учреждения монастыря в окрестностях Красноярска. Высочайшее разрешение на его открытие будет получено только в 1879 году, и владыка — несмотря на неоднозначную реакцию общества и бюрократическую волокиту — начнет труды по строительству и благоустройству обители.
Имя епископа Антония (Николаевского) не менее значимо и для светской истории Красноярска. Недоброй для Красноярска весной 1881 года, после пожара, уничтожившего значительную часть города, именно управляющий епархией возглавил комитет помощи жертвам трагедии, в равной степени помогая нуждающимся всех вероисповеданий. Через руки владыки в те дни прошло примерно 120 миллионов рублей в пересчете на современный курс. «Если погорельцы удовлетворены более или менее справедливо, то, после Бога, они должны благодарить владыку Антония. Это был воистину служитель Бога, мысливший и действовавший нелицеприятно», — писал тогда один из сотрудников благотворительного комитета.
Помимо этого, иерарх уделял большое значение миссионерской деятельности, евангельской проповеди среди коренных народов. Кафедральный протоиерей Василий Касьянов в своих дневниках упоминал о том, что однажды в Хакасии епископ Антоний за один день крестил около трех тысяч местных жителей, — приводит такой удивительный факт в монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг.» хранитель «Касьяновского дома», руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Геннадий Малашин.
Настоящей притчей во языцех среди красноярцев стала открытость этого архиерея: епископ Антоний охотно принимал всех и был рад помочь каждому в свободное от богослужений и архипастырских поездок время. Все знавшие владыку люди свидетельствовали и о необычайной его непритязательности, простоте быта.
Таким епископ Антоний остался и после перевода в Пензу, где возглавлял епископскую кафедру последние восемь лет жизни, пользуясь любовью и уважением паствы. Знаком особой Божией милости пензенское духовенство и верующие сочли то, что архипастырь оставил земную жизнь именно 27 апреля (15 апреля по ст.ст.) — в заключительный день Светлой седмицы 1889 года.