В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел пятый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О второй ссылке в Красноярский край святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович.
Сегодня мы расскажем о времени, когда Красноярской епархией управлял будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий): архипастырь Церкви, выдающийся ученый и хирург. Для него это назначение было вынужденным, став частью многих трудностей и испытаний, выпавших на долю этого невероятной крепости духа человека.
«Претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 24:13), — читаем мы в Святом Евангелии. «Я полюбил страдания, так удивительно очищающие душу…» — напишет в одном из своих писем владыка Лука, как раз отбывая свою вторую ссылку в наш край. В общей сложности для него она стала третьей: после первой высылки в Сибирь в 1923–1926 годах епископа по выдуманному обвинению отправляли на принудительное проживание на территории современной Архангельской области с 1931 по 1933 год.
Третий арест сотрудниками госбезопасности последовал в печально известном 1937 году: владыку Луку обвинили в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации». Несмотря на длительные, нарочито мучительные допросы методом «конвейера», когда обвиняемому не давали спать несколько суток подряд, уже совсем немолодой иерарх, которому шел седьмой десяток лет, отказался давать «признание» в несуществующих преступлениях и не стал, несмотря на все принуждения чекистов, возводить вину на других людей.
В конечном счете, епископ Лука невероятным образом избежал как расстрела, так и отправки в исправительные лагеря. Его «всего лишь» осудили на новую ссылку в уже знакомый Красноярский край. В марте 1940 года будущего святителя отправляют жить в село (ныне — поселок) Большая Мурта в 120 км к северу от Красноярска. На тот момент во всем необъятном крае не осталось уже ни единой действующей церкви.
Как рассказывает главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин, владыка ходил молиться в окружающий Большую Мурту сибирский лес. На пне он ставил иконку, зажигал свечку и возносил молитвы Господу и святым.
ГМ: Святителя Луку принимают на должность хирурга и окулиста в местную сельскую больницу. Как установили совсем недавно красноярские историки-краеведы, ставка профессора медицины Валентина Войно-Ясенецкого едва превышала заработок санитарки — немногим больше 200 рублей.
И снова пошли одна за другой хирургические операции, — сложные и успешные — снова к владыке потянулась очередь страждущих и болящих, и снова слава о его необычайном таланте врача просияла за многие версты от Большой Мурты. Ну а что хирург этот «поп», со «странностями», молится в лесу, — к этому большая часть неверующих сельчан относилась достаточно снисходительно-равнодушно.
Некоторые, правда, особо убежденные безбожники пытались делать подлости владыке: подговаривали, например, мальчишек осквернять место архипастырской молитвы. Насколько же последовательны силы зла в борьбе с добром!..
Но владыке ничего не могло помешать возносить молитвы и продолжать хирургические операции. А вскоре его неожиданно отпускают одного на два месяца поработать в Томске — поводом стала редкая болезнь, тромбофлембит, у одного из местных партийных начальников, которую было некому излечить. Владыка успевал и помочь болящему, и скрупулезно изучать новые медицинские издания, в том числе и на иностранных языках, в местной областной библиотеке. Сделанные им в Томске выписки станут подспорьем для будущего второго издания легендарных «Очерков гнойной хирургии».
А потом была Великая Отечественная война… Бытует апокрифическое предание со ссылкой на рассказ начальника Енисейского речного пароходства Ивана Назарова. Прославленный капитан утверждал, что в первый же день войны владыка Лука отправил телеграмму на имя Михаила Калинина, «всесоюзного старосты» и формального главы Советского Союза.
О чем же просил в ней иерарх? Разрешить ему отправиться на фронт, чтобы спасать жизни раненых красноармейцев. А оставшийся срок ссылки епископ Лука обещал отбыть по окончании военных действий.
Однако партийное руководство Красноярского края решило не давать ход телеграмме. Они сочли, что такой выдающийся специалист будет нужен и здесь, в Сибири, где уже начали обустраиваться первые эвакуационные госпитали. И будущего святого Церкви специальным авиарейсом доставляют из Большой Мурты в краевую столицу.
ДВ: Владыку в октябре 1941 года официально назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515 в здании современной красноярской школы № 10. Жил он в маленькой комнате площадью, едва ли превышавшей десяток квадратных метров. Здесь помещались только кровать, письменный столик, кресло и стул.
Одну из стен почти целиком занимали иконы, которые ссыльному архиепископу приносили верующие, а он не боялся открыто держать их в своем скромном жилище. Лики святых помогали владыке Луке и в его медицинских трудах, напряженных и изнуряющих, но хирург-архипастырь творил настоящие чудеса, — рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин.
ГМ: Святитель Лука требовал, чтобы ему доставляли самых тяжелых, быть может, безнадежных, на первый взгляд, больных. И уже скоро все врачи в крае знали, что если есть хоть малейший шанс спасти пациента, то лучше его сразу отправлять в Красноярск, к этому «попу-профессору» или владыке Луке, как его называли те, кто сберег в годы богоборчества в своих душах православную веру.
Он не жалел себя — порой по несколько рубах ему приходилось менять во время многочасовых изнурительных операций — и высшей наградой ему служила искренняя и трогательная признательность от спасенных офицеров и солдат Красной армии. Очень многое из операций и консультаций во всем Красноярском крае мог осуществлять только один епископ Лука, и никто из других врачей даже не думал это отрицать: напротив, медики, если была возможность, посещали его операции, учились и перенимали его колоссальный опыт.
А 27 февраля 1942 года Патриарший местоблюститель и будущий Предстоятель Русской Церкви митрополит Сергий (Старгородский) назначает иерарха архиепископом Красноярским и Енисейским — разумеется, без отрыва от медицинской практики. Надо сказать, что помимо непосредственно операций и обходов больных она включала в себя и различные научные конференции и симпозиумы.
И вот, после очередного такого собрания в Новосибирске, некий местный крупный начальник, впечатленный личностью и трудами теперь уже архиепископа Луки, спрашивает святителя-хирурга о том, какую бы награду тот желал получить. Архипастырь же, недолго думая, указал на парчовую ткань, неизвестно как оказавшуюся в кабинете собеседника — она была необходима возрожденной красноярской епископской кафедре для пошива церковного облачения. Его предметы в те годы были невероятной редкостью; в Красноярске ими располагал только драматический театр, и его руководство наотрез отказалось делиться с духовенством этими необходимыми для богослужения вещами.
В Новосибирске же всё сложилось благополучно: ценный подарок был передан, а сопровождавшая архиепископа одна из красноярских врачей потом вспомнила: никогда больше она не видела профессора Войно-Ясенецкого таким по-детски радостным, как в те минуты.
В 1942–1943 годах святителю и его немногочисленным соратникам предстояла долгая и изнурительная борьба с местными властями за возвращение верующим закрытых ранее православных храмов. За время пребывания архиепископа Луки на берегах Енисея была открыта только одна церковь — как мы уже рассказывали раньше, это был небольшой Никольский храм на Николаевском кладбище.
Но и это уже было великой победой по меркам того непростого времени. Скромное здание кладбищенской церкви не вмещало в себя всех верующих и в обычные воскресные дни, а что уж говорить о Пасхе в 1942 году, когда у архиепископа наконец-то появилась возможность совершить Литургию архиерейским чином.
ДВ: В Красноярске же владыка Лука закончил второе издание своего труда «Очерки гнойной хирургии», за которое позже он получит Сталинскую премию. Фамилия «Войно-Ясенецкий» значилась первой в списке лучших хирургов Красноярского края.
Летом 1943 года будущему святителю разрешили выехать в Москву на Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Владыка Лука стал участником избрания митрополита Сергия (Старогородского) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и был назначен членом Священного Синода. До окончания ссылки архиепископа-ученого в Красноярский край оставалось уже совсем немного….
Дела, начатые будущим святым Церкви в нашем крае, продолжатся и после его отъезда в Тамбов: верующим будут возвращаться ранее закрытые храмы, а в Красноярске останутся работать воспитанные святителем Лукой — профессором Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким — врачи. Годы гонений и ссылок святитель Лука своей стойкостью и молитвой обратил в служение Богу, Отечеству и людям. Потому и спустя много лет имя его произносится в нашем крае с особым теплом и почётом. Бог и время всё расставили по своим местам…