Крепкий хозяйственник и совесть эпохи

22 января (9 января по ст.ст.) Православная Церковь празднует день памяти святителя Филиппа Московского (+1569).

Помню, как еще будучи ребенком, случайно услышал взрослый спор: каким же правителем был Иоанн IV из дома Рюриковичей, более известный потомкам как Иван Грозный? Одни утверждали, что безжалостным тираном, а другие — мудрым и сильным правителем, вынужденным быть жестким по отношению к заговорщикам.

64295

Яков Турлыгин, «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного». Источник: ljplus.ru

Я попробовал разобраться сам: стал листать книги, изучать мнение разных авторов. И один факт окончательно определил мое личное отношение к царю Иоанну Грозному: судьба митрополита Московского и всея Руси Филиппа, будущего святителя Церкви. «Добрый правитель не стал бы распоряжаться убить священнослужителя, да еще и немолодых лет»,подумал я тогда.

Судьба святителя Филиппа (1507–1569) поражает резкими поворотами в своем течении. Из бояр — в иноки, из иноков — в наместника огромной обители, а затем — в Первосвятителя Русской Церкви и главного обличителя ужасов опричнины. При рождении будущего святого звали Фёдором Степановичем Колычевым; его семья по праву считалась одной из знатнейших и влиятельнейших в молодом Русском царстве.

В 30-х годах XVI века Колычевы неосмотрительно встали в оппозицию к всесильной царице-регенту Елене Глинской (матери Ивана Грозного), поддержали очередной бунт в вольнолюбивом Новгороде, за что и поплатились: одни родичи будущего митрополита попал в тюрьму, а другие — и вовсе на плаху.

В то же время Фёдор Колычев и принимает решение стать монахом. Он не был женат, не был причастен к политической борьбе и отличался особенно истовым благочестием, — поэтому можно предположить, что об иночестве он задумывался и до неприятностей, обрушившихся на его род. В 1538 году будущий митрополит уже ведет жизнь инока на Севере России, а в 1540 его постригают в монахи с именем Филипп, он становится насельником Соловецкого монастыря на островах в Белом море.

4079_1

Соловецкий монастырь. Современная фотография. Источник: пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

За 17 лет игуменства на Соловках отцу Филиппу удалось совершить настоящую хозяйственную революцию. Бедный монастырь с немногочисленной полуголодной братией, страдавший от последствий разрушительного пожара, стал преуспевающей и зажиточной обителью. Появились новые каменные храмы и общежития для насельников, строились дороги и гавани для проплывавших мимо судов. Трудами игумена Филиппа у монастыря появилась даже собственная небольшая флотилия!

Будущий святой становится непререкаемым духовным авторитетом в масштабах всей страны. Оттого и неудивительно, что летом 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан — стать Первоиерархом на Русской земле (напомним, что Патриаршество в Москве учредят только в 1589 году). Игумен Филипп согласился не сразу — поначалу требовал в обмен на согласие роспуск государем ненавистной опричнины, но затем всё-таки поддался уговорам безмерно уважавшего его духовенства.

Тем не менее, став митрополитом, Филипп не пошел на сделку с совестью: он не побоялся ни заступаться за гонимых и опальных, ни открыто вернуться к изначальному требованию — отменить ненавистную опричнину. Открытый конфликт с Иваном Грозным стал неизбежным. 22 марта 1568 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит прилюдно отказал царю в благословении, — это был беспрецедентный акт.

— В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? — такие слова в уста святому Филиппу вложит спустя столетия историк Николай Карамзин.

Свт. Филипп обличает царя Иоанна

Святитель Филипп и Иван Грозный. Икона. Источник: sedmitza.ru

Исход противостояния был предрешен. Посулами и угрозами опричники поднимают против владыки Филиппа влиятельную часть духовенства, осенью того же 1568 года проводится судилище, на котором митрополита извергают из сана. По свидетельствам очевидцев, иерарх не пытался искать оправданий.

— Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю вам угодное. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит, — сказал он своим судьям.

Первоначально духовенству удалось сохранить святителю жизнь — его «всего лишь» отправили в ссылку в Тверь. Но эта полумера была недолгой, уже в декабре 1569 года святой Филипп примет мученическую смерть от рук ближайшего подручного царя Григория «Малюты» Скуратова-Бельского. Святитель Димитрий Ростовский позднее напишет:

«Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:

— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.

Но Святой отвечал Малюте:

— Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом.

Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою».

…Народное почитание памяти святителя Филиппа Московского начнется еще до окончания XVI века…

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *