22 января (9 января по ст.ст.) Православная Церковь празднует день памяти святителя Филиппа Московского (+1569).
Помню, как еще будучи ребенком, случайно услышал взрослый спор: каким же правителем был Иоанн IV из дома Рюриковичей, более известный потомкам как Иван Грозный? Одни утверждали, что безжалостным тираном, а другие — мудрым и сильным правителем, вынужденным быть жестким по отношению к заговорщикам.
Я попробовал разобраться сам: стал листать книги, изучать мнение разных авторов. И один факт окончательно определил мое личное отношение к царю Иоанну Грозному: судьба митрополита Московского и всея Руси Филиппа, будущего святителя Церкви. «Добрый правитель не стал бы распоряжаться убить священнослужителя, да еще и немолодых лет», — подумал я тогда.
Судьба святителя Филиппа (1507–1569) поражает резкими поворотами в своем течении. Из бояр — в иноки, из иноков — в наместника огромной обители, а затем — в Первосвятителя Русской Церкви и главного обличителя ужасов опричнины. При рождении будущего святого звали Фёдором Степановичем Колычевым; его семья по праву считалась одной из знатнейших и влиятельнейших в молодом Русском царстве.
В 30-х годах XVI века Колычевы неосмотрительно встали в оппозицию к всесильной царице-регенту Елене Глинской (матери Ивана Грозного), поддержали очередной бунт в вольнолюбивом Новгороде, за что и поплатились: одни родичи будущего митрополита попал в тюрьму, а другие — и вовсе на плаху.
В то же время Фёдор Колычев и принимает решение стать монахом. Он не был женат, не был причастен к политической борьбе и отличался особенно истовым благочестием, — поэтому можно предположить, что об иночестве он задумывался и до неприятностей, обрушившихся на его род. В 1538 году будущий митрополит уже ведет жизнь инока на Севере России, а в 1540 его постригают в монахи с именем Филипп, он становится насельником Соловецкого монастыря на островах в Белом море.
За 17 лет игуменства на Соловках отцу Филиппу удалось совершить настоящую хозяйственную революцию. Бедный монастырь с немногочисленной полуголодной братией, страдавший от последствий разрушительного пожара, стал преуспевающей и зажиточной обителью. Появились новые каменные храмы и общежития для насельников, строились дороги и гавани для проплывавших мимо судов. Трудами игумена Филиппа у монастыря появилась даже собственная небольшая флотилия!
Будущий святой становится непререкаемым духовным авторитетом в масштабах всей страны. Оттого и неудивительно, что летом 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан — стать Первоиерархом на Русской земле (напомним, что Патриаршество в Москве учредят только в 1589 году). Игумен Филипп согласился не сразу — поначалу требовал в обмен на согласие роспуск государем ненавистной опричнины, но затем всё-таки поддался уговорам безмерно уважавшего его духовенства.
Тем не менее, став митрополитом, Филипп не пошел на сделку с совестью: он не побоялся ни заступаться за гонимых и опальных, ни открыто вернуться к изначальному требованию — отменить ненавистную опричнину. Открытый конфликт с Иваном Грозным стал неизбежным. 22 марта 1568 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит прилюдно отказал царю в благословении, — это был беспрецедентный акт.
— В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? — такие слова в уста святому Филиппу вложит спустя столетия историк Николай Карамзин.
Исход противостояния был предрешен. Посулами и угрозами опричники поднимают против владыки Филиппа влиятельную часть духовенства, осенью того же 1568 года проводится судилище, на котором митрополита извергают из сана. По свидетельствам очевидцев, иерарх не пытался искать оправданий.
— Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю вам угодное. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит, — сказал он своим судьям.
Первоначально духовенству удалось сохранить святителю жизнь — его «всего лишь» отправили в ссылку в Тверь. Но эта полумера была недолгой, уже в декабре 1569 года святой Филипп примет мученическую смерть от рук ближайшего подручного царя Григория «Малюты» Скуратова-Бельского. Святитель Димитрий Ростовский позднее напишет:
«Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:
— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но Святой отвечал Малюте:
— Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом.
Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою».
…Народное почитание памяти святителя Филиппа Московского начнется еще до окончания XVI века…