30 ноября 1993 года, указом первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина «О Государственном гербе Российской Федерации», традиционное изображение двуглавого орла спустя 70 лет вернулось в официальную российскую геральдику.
Долгое время в русской традиции вообще не использовались наследственные гербы в современном понимании: их заменяли лики Спасителя или небесных покровителей конкретных правителей. Только в XIV веке в качестве геральдического символа стал использоваться «ездец», вооруженный всадник, со временем ставший привычным нам святым Георгием на гербе Москвы.
Но откуда взялся двуглавый орел? Изначально государственный символ Византии был заимствован первым правителем централизованного и суверенного Русского государства — Иваном III (1440 — 1505), взявшим себе в жены последнюю константинопольскую царевну Софию Палеолог. Это решение символизировало преемственность молодого государства по отношению к павшей империи и вписывалось в концепцию «Москва — третий Рим».
С тех пор, несмотря на все последующие смуты и перевороты, более четырех столетий двуглавый орел не покидал герб России. Правда, едва ли не каждый из правителей считал своим долгом обновить его внешний вид: Петр I «повесил» на шею хищнику ленту ордена Андрея Первозванного, Павел I — поместил ему на грудь Мальтийский крест, Николай I — губернские гербы на крылья… Лишь Александр II покончил с экспериментами, утвердив единые Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, просуществовавшие вплоть до революционных событий 1917 года.
Некоторое время двуглавый орел, отвергнутый советской властью, еще оставался с Россией: в геральдике Временного правительства и Белого движения, но уже без монархических короны, скипетра и державы.
Однако распад Советского Союза возродил позабытую российскую символику, и вслед за традиционным бело-сине-красным триколором в нашу страну вернулся и двуглавый орел.