Монах или бес? Загадки фильма и «тайна беззакония»

monah

Кадр из фильма «Монах и бес»

В этом году в российский кинопрокат вышел фильм «Монах и бес». Впрочем, до Красноярска он так и не доехал. Поэтому и верующие, и неверующие были вынуждены прибегать к не совсем законным часто методам, чтобы познакомиться с новой кинолентой Николая Досталя.

Действительно, трейлер, сложенный на голливудский лад, в котором под «Пещеру горного короля» бегали монашествующие, происходили всякие чудеса и нелепости, привлек большое внимание российской аудитории. Впрочем, по данным сайта kinopoisk.ru, в отечественных кинотеатрах фильм не посмотрели и 19 тысяч человек. Для сравнения, аудитория проходных новогодних комедий исчисляется миллионами просмотров.

Но нам известно, что для того, чтобы критиковать фильм, смотреть его не совсем не обязательно. Так, еще до выхода ленты некоторые православные сразу забили тревогу: фильм, мол, высмеивает Церковь. Другие общественные силы объявили его клерикальной пропагандой: «нельзя, такие фильмы показывать — светское же общество».

Когда художественное произведение так или иначе попадает в общественный дискурс, оно обязательно становится не только бездарным или талантливым, но еще и «вредным, вражеским» или «нашим, правильным». К сожалению или к счастью, споры вокруг «Монаха и беса» закончились, почти не начавшись. Видимо, слишком мало в кино оказалось идеологии, однозначности, черно-белых красок.

kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Монах и бес»

Что в фильме есть, а чего нет

О чем, собственно, фильм? Нет смысла пересказывать фабулу ленты. Но несколько слов о сценарии сказать все же нужно… В одном отдаленном монастыре появляется новый труд-ник, после чего в обители начинают происходить сверхъестественные вещи. Некоторые монахи принимаются почитать его за чудотворца. Впрочем, настоятель с самого начала видит во всем этом демоническое влияние. Далее создатели фильма переносят нас в пыльный и базарный Иерусалим и вновь возвращают в «немытую Россию», чтобы поставить «жирное» многоточие.

Нет в картине, к счастью, «сладостного елея», делающего любой «православный фильм» невыносимым. Нет нравоучений. Никто не наставляет зрителя на путь истинный. От методов «российского авторского кино», к которому уже приклеилось название «чернуха», режиссер тоже сумел избавиться, посредством иронии и динамичности происходящего на экране. Безусловно, это большие плюсы, но, кажется, в фильме нет вообще ничего однозначного. Что делает его совершенно непонятным массовому зрителю. При том, что, по заверениям режиссера, кино совсем не фестивальное.

Ко всему, фильм сопровождает некая раздвоенность. Кажется, его можно разделить на две совершенно разные истории. Монах и бес. Русская глухомань и пыльный святой город. «Православная» комедия и трагедия с элементами социальной драмы. Наконец — режиссер и сценарист.

Главный герой обитает в мире Лескова, с его сумрачными красками и не менее темными нравами. Он — свет во тьме, но, как и положено святому, не замечает этого. Его война — против духов злобы поднебесных, которые, в виде Легиона, мучают его всеми возможными способами. И как раз борьба героя выглядит у Николая Досталя комедией, тогда как последующие сближение с бесом становится драмой с печальным и неясным финалом.

0030

Кадр из фильма «Монах и бес»

Виденье авторов

Бес становится монахом. Это лишь художественный прием? Именно эта концовка заставила многих православных задаться самыми разными вопросами. «Ведь не может быть так!» — говорят одни. «Автор хотел сказать…» — возражают другие, более подкованные в художественных методах. Впрочем, по словам самого режиссера, этот фильм никого не обидел. У него и в мыслях такого не было. Еще до проката он показывал «Монаха и беса» некоторым известным и даже авторитетным священнослужителям. И все, вроде, «восприняли картину позитивно». Ведь в задачи автора не входила критика древних церковных устоев или современной России. Он просто хотел показать, как святость разрушает «тайну беззакония». Ведь сама идея картины родилась во время прочтения житийной литературы. Удалось ему это или нет, может увидеть каждый.

Но, интересно мнение о фильме и автора сценария «Монаха и беса». Юрий Арабов, известный православной публике по фильмам «Орда» и «Чудо», сегодня старается переосмыслить жанр религиозной притчи в кинематографе. По его мнению, святость почти невозможно показать на экране. Так что в ленте постоянно приходится пользоваться иносказанием, в частности, в виде юмора, иронии. Только беспощадное «сбивание пафоса» может приоткрыть тайну реального подвижничества.

0025

Кадр из фильма «Монах и бес»

Что же до странного обращения беса… У сценариста и на этот счет были свои мысли. В интервью сайту Gazeta.ru он сообщает, что, кроме житийной литературы, на его понимание фильма оказала влияние концепция Оригена (осужденная на Пятом Вселенском Соборе в 553 году). Также он вспоминает Михаила Булгакова, с его «высшим планом» существования темных сил.

В целом, сценарист не скрывает отсылок к гностической философии с ее перевоплощениями и «лестницей иерархий», по которой проходят, в том числе, и демоны. Странная, казалось бы, позиция для сценариста «православного фильма». Но и на этот счет у автора есть свое мнение.

Сам Юрий Арабов не видит ничего хорошего в тенденции развития религиозной темы в кинематографе. Кроме того, по его словам, «пройдет время, и будет плеяда режиссеров, которые возьмутся за противоположную тему — разоблачение церкви». Сценарист искренне надеется, что больше не будет писать «ничего такого». Кажется, подобная позиция ставит больше вопросов, чем дает ответов. И создает некие противоречия между режиссером и автором сценария, в том числе и мировоззренческие.

kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Монах и бес»

***

То, что воцерковленная публика перестала довольствоваться лишь восторженными повествованиями о «святых батюшках» и, вместе с героем «Монаха и беса», хочет узнать «тайну беззакония» — явление новое, возможно, переходное. Еще десять лет назад этот фильм был бы всецело отвергнут одной частью верующих и возведен на пьедестал — другой. Сегодня мы смотрим такие вещи совершенно спокойно, несмотря на крики «борцов за чистоту веры» и «обличителей клерикализма». Есть надежда, что наши современники начали понимать язык притчи, как однажды поняли его апостолы.

Уже сейчас можно сказать, что «Монах и бес» не войдет в список любимых фильмов церковного народа, как «Остров» или «Поп». Но, как мне кажется, Николай Досталь привнес нечто новое в «православный кинематограф» — смелое переосмысление жанра притчи и житийной литературы.

В этом тексте я не разбирал художественные приемы режиссера, поговорить об актерской игре, операторском мастерстве, спецэффектах и многом другом. Но вы и сами можете все это увидеть в фильме о «тайне беззакония», ярком и мрачном «Монахе и бесе».


Юрий Пасхальский для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru

Юрий Пасхальский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *