Непридуманный праздник

iv_1612_01_hr

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Уже который год в российском обществе муссируются разговоры о «выдуманности» Дня народного единства, учрежденного тринадцать лет назад в память об освобождении Москвы от иностранных захватчиков в 1612 году.

В начале XVII века это событие открыло для страны выход из затянувшегося кошмара Смутного времени — десятилетней гражданской войны, отягощенной династическим кризисом, вооруженной интервенцией соседних государств и катастрофическим голодом. По сути, Русское царство в качестве единого государства тогда исчезло на несколько лет, всерьез рискуя кануть в лету уже на века.

Но для некоторых наших соотечественников праздник в честь тех, кто не дал нашей стране исчезнуть с географической карты мира, до сих пор продолжает оставаться  «какой-то странной историей, несколько навязанной», о чем не стыдясь заявляют, например, журналисты одного российского СМИ. Не касаясь вопроса о необходимости празднования на государственном уровне годовщины Октябрьской революции 1917 года в сегодняшней Российской Федерации, постараемся понять, что же именно случилось в Москве осенью 1612-го, при чем тут Казанская икона Божией Матери и почему память о тех событиях празднуется именно 4 ноября.

Откуда в русской столице в 1612 году взялись поляки?

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо понимать, что собственно поляков среди засевших в московском Кремле оккупантов было не так уж и много. Ведь действительно: война шла не с Польшей, но с Речью Посполитой, федеративным государством на территории современных Польши, Литвы, Украины и Беларуси. «Литвинов» (т.е. не только этнических литовцев, но и предков современных белорусов) во вражеском войске было гораздо больше, чем собственно поляков.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что по средневековой «традиции» важными участниками любых военных действий являлись наемники. Бок о бок с поляками и литвинами в Москве дрались выходцы и из Франции, и из Венгрии, и из разных немецких княжеств. Так что «поляки в Кремле» — это уже более позднее упрощение, ставшее следствием непростых русско-польских взаимоотношений.

В 1604–1609 гг. Речь Посполитая вообще юридически не враждовала с Русским царством. Широкая поддержка самозванцев Лжедмтрия I и Лжедмитрия II являлась формально частной инициативой польско-литовского дворянства (шляхты), но не официальных властей. И лишь в конце 1609 года король Сигизмунд III объявляет Москве войну: воспользовавшись тем, что царь Василий Шуйский решил прибегнуть к военной поддержке недружественного ему Шведского королевства.

Летом 1610 года польско-литовские войска разбивают русско-шведскую армию, а в Москве происходит очередной переворот. Новое правительство из представителей аристократической верхушки («Семибоярщина») решает призвать на трон польского принца Владислава. Осенью того же года силы Речи Посполитой занимают русскую столицу под предлогом защиты от уже порвавшего с иностранными покровителями Лжедмитрия II (cамозванца в декабре того же 1610-го убьют свои же соратники).

Что случилось в Москве 4 ноября 1612 года?

Если рассматривать эту дату без пересчета на григорианский календарь, которым в начале XVII пользовались еще только европейские католические страны (вроде Испании, Франции, южнонемецких и итальянских княжеств и той же Речи Посполитой), то, в общем-то ничего: жители русской столицы постепенно привыкали жить в освобожденном от поляков, литвинов и наемников городе.

Но держа в уме разницу в 13 дней между «старым» и «новым» стилями, мы получаем дату 22 октября: а в этот день войска Второго ополчения князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина отбили у оккупантов Китай-город. Остатки войск Речи Посполитой, страдавшие от голода (современники утверждали, что непрошеные гости опустились даже до каннибализма) нехватки боеприпасов и дезертирства, окажутся окончательно заблокированными в Кремле (а сам король Сигизмунд III уже разочаровался к тому времени в русской авантюре).

С.В. Иванов. «В Смутное время»

С.В. Иванов. «В Смутное время»

Капитуляция вражеского гарнизона последует спустя четыре дня, а 1 ноября (по ст.ст.) в ознаменование исторического события состоится торжественный крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, общепризнанной небесной покровительницей Русского государства. Но в народной памяти как дата победы отложится именно день 22 октября (который к настоящему времени стал уже 4 ноября по «светскому» календарю), и именно он сначала станет церковным торжеством в честь новой святыни (Казанского лика Богородицы), а уже спустя столетия займет заслуженное место в перечне государственных праздников.

Как связаны освобождение Москвы и Казанская икона Божией Матери?

Они связаны непосредственно. Ведь именно этот образ Пресвятой Богородицы небесным покровителем Второго ополчения избрал его командир, князь Дмитрий Пожарский, перед походом на Москву в 1612 году.

Годом ранее столицу уже пытался освободить со своим пестрым по составу войском рязанский дворянин Прокопий Ляпунов (т.н. «Первое ополчение). Это был откровенно авантюрный персонаж: он несколько раз менял стороны во время Смуты, успев послужить и Лжедмтрию I, и повстанческому вожаку Ивану Болотникову, и царю Василию Шуйскому, и марионеточной «Семибоярщине».  В итоге, участь Ляпунова оказалась бесславной: авантюрист  в 1611-м пал жертвой ловкой провокации противника. С несостоявшимся освободителем Москвы по подозрению в измене расправились собственные же подчиненные.

Пожарский же с Мининым представляли собой пример куда более последовательных и цельных личностей. Да и Нижний Новгород на общем печальном фоне Смутного времени оставался территорией сравнительной законности и порядка. По крайней мере, его жители не замарали свою честь присягами самозванцам, содействием оккупантам или участием в откровенно разбойничьих движениях. Немаловажно и то, что широкую поддержку Второму ополчению (набранному преимущественно из «посадского и служилого люда», а не из казаков или других искателей приключений) оказало православное духовество.

Основные события и итоги Смутного времени на карте Русского царства

Основные события и итоги Смутного времени на карте Русского царства

Летом 1612 года войска Минина и Пожарского одержали ряд крупных побед, освободили от иностранцев и разбойников значительные территории и учредили временное правительство («Совет всея земли») в Ярославле. Московский триумф стал логичным итогом борьбы Второго ополчения. В народном сознании его успехи естественным образом связывались с заступничеством Божией Матери, чья Казанская икона служила покровительницей и главным символом ополченцев. Летописцы свидетельствуют: после взятия Кремля, Дмитрий Пожарский повелел воздвигнуть «храм Пресвятей Богородице честнаго Ея в церковь Введения и оную икону внесе и постави ту в церкви в своем приходе».

Как правильно перевести на новый стиль дату 22 октября?

Существуют два подхода в непростых «отношениях» между юлианским и грегорианским календарем. В исторической науке принято отталкиваться от того, в каком именно веке произошло то или иное событие. Например, в XVII веке разница между двумя летоисчислениями составляла 10 дней, поэтому для светского историка Китай-город был взят людьми Минина и Пожарского 1 ноября по григорианскому календарю.

Памятник Минину и Пожарскому на московской Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому на московской Красной площади

Другое дело, что Православная Церковь просто отвергла переход на «новый стиль» в феврале 1918 года, в следствии чего разница между «церковным» и «светским» календарем продолжает нарастать, и всегда соответствует той, которая существует в момент пересчета (для XX и XXI века это уже 13 дней), независимо от того, о событиях какого века идет речь.

А поскольку «православный» компонент даты 22 октября по юлианскому календарю не подлежит сомнению, то и праздновать освобождение российской столицы в 1612 году именно 4-го, а не 1 ноября совершенно не представляется ошибочным.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *