Пустынные города и обветшавшие сельские избы, лишь в природе виднеются проблески надежды — так выглядит Гражданская война на акварелях, выставленных сегодня в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова. Впервые, спустя сотню лет после создания, с работами могут познакомиться все желающие.
Открывшуюся на днях выставку «Подпоручик Добрынин» посетили сотрудники центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновсий дом». Экспозиция включает несколько десятков акварелей, выполненных художником, а в годы войны — и белым офицером Петром Добрыниным (1876-1943). Все представленные работы написаны во время отхода войск адмирала Колчака на восток в 1919 году. Большинство из них носят топографические названия, соответствующие маршруту отступления.
Экскурсию для сотрудников «Касьяновского дома» провела старший научный сотрудник художественного музея и куратор выставки Татьяна Резвых. По ее словам, идея возникла довольно давно, и ее реализация свидетельствует о возросшем интересе к отечественной истории среди красноярцев. Некогда работы передали музею из другого культурного учреждения со словами: «А этого белогвардейского офицера нам не надо», — рассказывает куратор.
— Здесь представлены акварели и времен Первой мировой, ведь Петр Семенович был еще и военным корреспондентом. Это удивительные портреты русских солдат. Очень тонкая техника, – делится с нами Татьяна Алексеевна. — Уникальность выставки заключается еще и в том, что это одни из немногих работ периода Гражданской войны, сохранившихся в Красноярске.
Художник не последует за белым отступлением, а отправится из Красноярска в Симбирск и дальше, в Москву, где будет работать над акварелями исторической тематики, изображать природу Поволжья. Он станет участником создания диорам для Музея революции в Москве, напишет серию акварелей, посвященных ленинским местам и завершит свой земной путь работая над картиной, посвященной Великой Отечественной войне, в самый ее разгар. Представленные в Красноярске работы долгие годы оставались тайной Добрынина.
– В творчестве Петра Семеновича это вообще единственные акварели, созданные им в качестве белого офицера, — отметила Татьяна Резвых. — Потом он будет тщательно скрывать этот период своей жизни. Тогда многие так делали, но осуждать мы его за это нем можем. Чудо вообще, что он избежал репрессий, ведь белое офицерство тогда уничтожалось поголовно.
На этих акварелях нет сцен насилия, нет разрушенных зданий и сожженных церквей. Кажется, все осталось как прежде. Но всюду видно запустение. И в городах застывшая тишина, и в селах, на полях. На картинах не видно крестьян, а редкие людские фигуры только усиливают ощущение всеобщего страха.
— Кажется, мы видим красивые дореволюционные храмы и улицы. Но каждый раз художник выбирает такой ракурс, что мы видим мир несколько искаженным, — поделился впечатлениями от выставки главных хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин. — Нет никаких модернистских приемов, очень распространенных в те годы, но мы через классическую акварель видим неправильность мира, тронутого Гражданской войной.
Долгие годы Геннадий Викторович изучает историю Гражданской войны в Сибири, и именно в 1919 году происходили важнейшие события последней написанной им книги «„Третий путь“ отца Димитрия Неровецкого». По словам Геннадия Малашина, эта выставка стала для него настоящим открытием.
— История подпоручика Петра Добрынина напомнила мне множество таких же, заброшенных в Приенисейскую Сибирь во времена Гражданской войны судеб, — отметил Геннадий Малашин. — Я вспомнил имя Владимира Зазубрина, известного писателя, который тоже пришел сюда вместе с войсками Колчака, замечательного поэта Георгия Маслова и еще одного художника — Петра Староносова. Их истории во многом похожи, и эта выставка открыла мне много закономерностей в судьбах людей, прошедших огонь братоубийственной войны.
Представители обоих музеев надеются, что подобные выставки помогут пролить свет на подлинную историю этих трагичных страниц в судьбе нашего региона.