Невольный Юрьев день

1

Что такое Юрьев день? Это дни памяти великомученика Георгия Победоносца и период времени в который любой крестьянин имел право на переход от одного землевладельца к другому. Нечто подобное происходит и с главной героиней фильма Кирилла Серебренникова: мы знакомимся с шикарной оперной дивой и наблюдаем за её превращением в уборщицу с «интимным суриком» на волосах. Можно ли пойти на такие изменения добровольно?

Как мы уже понимаем, история начинается с прибытия оперной дивы в глубинку, но приезжает она не одна, а с сыном. Это город, в котором провела детские годы столь успешная теперь Любовь Павловна, приезжают они «с ностальгической целью» – проститься с Родиной. Герои приступают к осмотру местного кремля, и не особо довольный происходящим Андрей получает рекомендацию раствориться в местном воздухе. И растворяется. Кажется, что он лишь разыгрывает мать, но на самом деле рекомендацию воспринимает уж очень буквально. Поиски сына проделывают с героиней практически то же самое: Любовь растворяется в местности. Не обнаружив сына, она решает просто ждать, а бытовая безнадёжность чудным образом дарит её душе силы для смирения.

Важный экранный образ фильма – это тот самый город. Сами жители Юрьева восприняли образ очень буквально и неоднократно высказывалсь о наглеце Серебреникове, который очернил образ городка. На самом деле в картине описывается образ русской провинции и без элементов гротеска тут не обошлось. Есть ли в этом кто-то ужасное? Отнюдь. Всё же речь идет не о документальной картине, а о художественном вымысле. С первой минуты мы вглядываемся в этот самый образ провинции: долгий план, который вырисовывает бескрайний русский пейзаж. Единственное, что заметно выделяется – церковь. Диалог главной героини с сыном подчеркивает эту бескрайность и, в общем-то, отсутствие каких-либо физических характеристик:

— Километров двадцать или тридцать осталось…

— А там еще пятьдесят. И еще двадцать. Я не выдержу.

2

Небольшой Юрьев явно не рад чужакам: прохожие даже не отвечают на вопрос о названии речки. Сама же река не только потеряла имя, но и будто давно перестала выполнять живительную функцию. Андрей предполагает, что речка-то без имени, упоминает рассказ Чехова «Без названия» (на самом деле рассказ «Без заглавия»). И это явно не случайно — рассказ повествует о греховной жизни города. Примечательно и то, что главный герой рассказа (настоятель храма) описывается так: «Его музыка, голос и стихи, в которых он славил Бога, небо и землю, были для монахов источником постоянной радости». Как мы помним, Главная героиня Любовь имеет сильный голос оперной дивы. В следующем эпизоде снова упоминается Чехов — это возглас героини на колокольне «Я чайка!». В начале она ощущает себя чайкой, белой птицей, символом творческих сил и полёта. Этот образ дарит интересную трактовку раздавленной птице из предыдущего эпизода.

Эти эпизоды показывают нам, что Любовь Павловна хорошо знает историю русского народа. И как окажется позже, слишком хорошо, чтобы пренебрегать им. О том, как живут жители Юрьева показывает, казалось бы, пустяковая история Татьяны о местных жителях про снаряды. В своём финале история приобретает философский смысл: исчезновение опасности и какая-никакая, но стабильность — это разрушение. Счастье в опасности.

3

«Юрьев день» обладатель довольно неоднозначного режиссёрского приёма – паузы в виде 12-ти секундного визуального и звукового бездействия на экране. Это сон главной героини, который нам не показывается. Но что стоит за этим сном? После него ничего не будет как прежде, и это подчеркивают создатели фильма. Или может быть всё происходящее далее – это дурной сон героини? В какой-то момент Любовь говорит: «Когда Андрюша найдется, всё это покажется мне сном». Но Андрей вошел в дверь, которая многозначительно складывается в крест, и решительно неизвестно где он.

Андрей действительно растворился в воздухе. Но его частицы будто бы проглядываются в нескольких похожих парнях. Любовь Павловна – это образ раскаявшейся матери, и ей уже, по сути, все равно, кто ее сын: кровный ребенок или его тезки-ровесники. Она ощущает себя матерью для них всех. Более того, образы этих парней – три пути мытарства молодого человека.

4

Немаловажен в структуре повествования образ двойственности. Этому подчинена и главная тема: оперная дива Любовь, которая шагнула в Юрьев с экрана и превратилась в уборщицу Люсю. Двойственность и в образе настоятеля монастыря, которой вроде бы должен хранить духовность, но явно пренебрегает ей, думая о материальном. Но за этот образ не стоит держать обиду на Кирилла Серебренникова, хотя бы из-за финальных эпизодов картины. Сергеев рассказывает, что милиционеры сидят в тюрьмах, а он (бывший уголовник) ловит преступников.

Двойственность показана и в одной из самых впечатляющих сцен фильма, где Любовь омывает парня в тюремной больнице. Она взывает к помощи, кричит, но ей отвечают «здесь нет людей». И человек появляется благодаря главной героине. В этой сцене наиболее ясно проглядывается сравнение героини с библейскими женщинами, которое проходит через всю картину. Как и Магдалена, Любовь греховна, именно она омывала ноги Христа, как омывает ноги главная героиня заключенному (на этом плане акцентируют наше внимание). Но как Богоматерь она держит этого парня, несет в своем сердце искру матери. Тепло ее души сделало сердце истекающего кровью зорким, он почувствовал тепло человеческого участия и произнес: «Мама, мамочка».

Что же возмутило публику? Действительно, картина напоминает круги ада, которые показаны российскими провинциальными реалиями: медицина, полиция, общепит, музеи. Но это не Данте, кажется, что героиня опускается всё «ниже». Но здесь увидевший поймёт, что в фильме самая глубокая бездна является вершиной просветления. Уже упомянутая сцена с парнем перерождает и её саму. И в этом плане финал является действительно неожиданным, ведь оказывается, что эта история вовсе не о падении.

5

По силе образа описываемая сцена не исключение. Поразительна и та, где Любовь встречает себя прежнюю на экране телевизора. Мы понимаем, что та жизнь не имеет к ней больше никакого отношения. Эта сцена – прощание двух героинь. Мы понимаем, что Любовь больше не вернется к прежней жизни. Финальный эпизод тоже не уступает. Звучит: «Новенькая, ты что поешь, ушами слушай и душой, слух-то у тебя есть музыкальный?». Музыкальный слух у героини есть, но душа? В одном из эпизодов, она говорит, что потеряла её. Но что же сейчас?

Если задуматься, то Юрьев день – это весьма мрачный праздник: человек переходит к другому хозяину, оставаясь крепостным. Видим ли мы разочарование в глазах героини? Можем ли сказать: «Вот тебе, Любовь Павловна, и Юрьев день»? Едва ли. Просто это тот день, который больше никогда не отпустит главную героиню из своих объятий.

Инна Шестакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *