Чему детская литература научила рожденных в 90-е?

1612088_original

О повзрослевших на стыке тысячелетий говорят разное. Они быстро овладевают последними техническими новинками, но при этом вряд ли могут самостоятельно вспахать поле. Их спектр знаний о современности богаче и шире, чем у предыдущих поколений, однако советская идеология знакома им разве что из учебников и рассказов близких. Вместе с ними росла новая страна, а они воспитывались на том, что сохранилось после разрухи. Какие основы им передали в детстве литературные труды знаменитых писателей — в материале рожденного в 90-х. 


Rasterpanii_vorobei

Кадр из мультфильма «Растрепанный Воробей» (1967)

1. Любить и понимать мир природы и животных 

В этом заслуга двух писателей — Михаила Пришвина и Константина Паустовского. Оба автора имели исключительный взгляд и понимание жизни братьев наших меньших и окружающей среды. Их рассказы наполнены искренней любовью к любому живому созданию в малом и большом, будь то жук-носорог или обычный лес. Писатели приоткрывали тайны животных и учили заботиться о каждом из них. Рассказы этих двух писателей хочется назвать самыми добрыми. Сегодня не так много людей с таким же трепетом относится к природе и животным и настолько сильно чувствует всю сложность ее существования.

«Охранять природу — значит охранять Родину», — говорил Пришвин. «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни», — считал Паустовский.


33

Фото: planetaskazok.ru

 2. Выносить урок из разных ситуаций

Переживший войну, профессиональные взлеты и падения, признанный мастер сатиры Михаил Зощенко отличался удивительной способностью доносить до детей ценность элементарных, но, порой, сложно объяснимых качеств. С юмором и душой в своих рассказах Зощенко описывал или создавал такие ситуации, из которых всегда можно было усвоить важный урок поведения. Быть самостоятельным, не врать, не брать чужоедействовать согласно ситуации, учиться и т. д.  Его во многом автобиографичные рассказы воспитывали новое поколение на реальных жизненных примерах.

«В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали. Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам. И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым», — писал Михаил Михайлович в рассказе «Золотые слова». Эти осмысленные строчки в ряду других прочно врезались в цепкую детскую память.


skazka_pro_hrabrogo_zaica_5

Фото: diafilm-nsk.ru

3. Видеть дурные человеческие качества 

Прозаик Дмитрий Мамин-Сибиряк нашел подход к детям через сказки. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про царя Гороха», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» — все они не только показывают вредные привычки и черты и характера, но и рассказывают, как с ними совладать, а главное, что будет, если ничего не предпринять.

«Козел после такой драки долго не мог успокоиться. Он вообще сердился подолгу: рассердится утром и весь день сердится, ляжет спать — тоже сердится, проснется ночью — еще немножко посердится. Такой уж сердитый уродился…», — пишет про козла писатель в начале сказки «Упрямый козел». Минуя повествование, скажем, что хотел уже было хозяин продать скотину, но в конце же упрямство козла оборачивается ему на пользу, и главный герой говорит: «Нет, ваше степенство, совсем даже не глупый он. Да… Поумнее будет дурака-то хозяина, потому как он свой дом знает».


0_a4103_b0c3dbf7_XXL

Фото: Юлия Раскова

4. Находить ответы на детские «почему»

Этого автора начинали читать еще до школьной скамьи, лет в 5. Известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в своих произведениях мастерски отвечал на самые каверзные детские вопросы. «Отчего кошку назвали кошкой?», «Откуда стол пришёл?», «Чего боялся Петя?», «Что такое год?»«Где обедал воробей?» — на все у талантливого писателя находились простые и с юмором ответы. Даже из чего сделаны мальчики и девочки смог объяснить. А в стихотворной форме все еще и запоминается на «ура!».

Одно из знаменитых изречений писателя звучит так: «Как зритель, не видевший первого акта, в догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то понять, что творится на свете». 


-14-638

Фото: pt.slideshare.net

5. Бережно относиться к вещам и людям 

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.

Эти строки в ряду с «зайкой» вспоминаются первыми при упоминании писательницы Агнии Барто. Если с предыдущим автором дети знакомились лет в 5, то с ней знакомство начиналось уже в 2-3. Именно в это время, когда родители читали детям короткие стишки, последние запоминали, как стоит относиться к вещам и людям. Простым, бытовым языком Агния Львовна прививала детям понятия бережливости и ответственности по отношению к окружающему миру.

В одном из интервью писательница сказала: «У моих читателей — детей — нет вчерашнего дня, у них все — впереди, все — сегодня и завтра. Стихи, написанные для них, должны быть неистощимо молоды».


pagephotos_835_52d901f9a58887f11b2d447a01517ad0719eda099a800

Иллюстрация А. Каневского к рассказу Н. Носова «Мишкина каша»

6. Самостоятельно решать проблемы 

Автор знаменитых «Приключений Незнайки и его друзей» Николай Носов умел показать детям, как можно найти выход из, казалось бы, сложной и непонятной для них ситуации. Через его рассказы дети учились пришивать заплатки, варить кашу, помогать другим или мешать. Незнайка, конечно, стал виртуозным примером самостоятельности, которую применял всегда, не смотря на незнание, чем и пытался его преодолевать.

Сам же писатель считал, что  «сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».


scrn_big_1

Фото: labirint.ru

7. Находить важное и радостное в каждом дне 

Эту нишу заняли писатели Виктор Драгунский и Сергей Михалков. Позитивные «Денискины рассказы» и повседневные стихи научили подрастающее поколение обращать внимание на уникальность будней и выделять достоинства каждого дня, будь то ветрянка или обычный светлячок.

«И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах», — пишет в одном из рассказов Виктор Драгунский.


oster-book

Фото: fit4brain.com

8. Давать вредные советы

Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

Благодаря Григорию Остеру дети 90-х научились не только хорошему, но и вредному. Его советы для непослушных детей в свое время стали настоящим хитом и превратились в отдельный жанр. При этом мало кто помнит, что помимо «Вредных советов» Григорий Остер написал сценарии к мультфильмам «38 попугаев», «Попался, который кусался!», «Котёнок по имени Гав» и «Обезьянки».


bb3d203ffe857ff70bfa2c786c7

Фото: nnm.me

9. Расширять фантазию и кругозор 

Борис Заходер — писатель, трудами которого российские дети познакомились со сказками «Винни-Пух и все-все-все», «Мэри Поппинс», «Питер Пэн», «Приключения Алисы в Стране Чудес». Его поэтический и переводческий талант позволил увидеть литературу «из-за бугра» и обогатить детский внутренний мир взглядом противоположного полушария.

Вот какие слова писателя о знакомстве с Винни-Пухом приводит сайт nevcbs.spb.ru:

«Наша встреча произошла в библиотеке, где я просматривал английскую детскую энциклопедию. Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение симпатичного медвежонка, прочитал несколько стихотворных цитат — и бросился искать книжку. Так наступил один из счастливейших моментов моей жизни: дни работы над „Пухом“».


На самом деле, каждый из вышеназванных писателей сделал свой вклад в воспитание не только детей 90-х, но и их родителей, и надеемся, их детей. Все они по-особенному относились к детям и обладали поразительным пониманием их сущности. Возможно, их секрет в том, что до глубоких лет в душе они все-равно оставались детьми. Мы же этим материалом напоминаем читателям одновременно об их годах детства, юности и родительства, а также о ценности детской классической литературы.


Заглавное фото: alexio-marziano.livejournal.com

Ольга Трушина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *