23 июня стал восьмым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
9.20. Ачинск. Казанский собор.
Этот день мы начали со встречи старожилами города Ачинска вблизи настоящего здания-старожила, чудом пережившего годы гонений на Церковь. Именно о них мы и спрашиваем людей сегодня, и известная всем история борьбы атеизма и веры раскрывется в преломлении судеб людей, а не статистических фактов и сухих строчек учебников. Вот Александра Поварихина, 1931 года рождения, рассказывает, как ее однажды спросили, знает ли она, что нельзя в храм ходить? «А мы ответили, что знаем другое — что в храм ходить всегда можно». У Александры Никандровны дома одно время жила монахиня Раиса Кривошлыкова, очень почитаемая в этих местах. Говорит, она могла ответить на вопрос человека, стоило ему только подумать о нем, случались чудеса по ее молитвам, и она приучала всех людей вокруг себя к постоянной молитве, и от паломников к ней не было отбоя. Сейчас же те, кто ее знал, молятся ей, как святой.
Раиса Нечаева (сама утверждает, что она чалдонка и в то же время казачка, потому что «челдон» расшифровывается как «человек с Дона») рассказывает о том, как отказывалась носить пионерский галстук, считая это грехом, и придумывала небылицы в школе, чтобы оправдаться, как тайком ходили в собор, молились дома и прятали иконы.
Николай Гусев рассказывает о настоящих гонениях, с делами, лагерями и расстрелами, а потом даже показывает нам, где местные госорганы выносили смертные приговоры (называется место характерно — «красный дом»), где людей расстреливали, и где, вероятно, хоронили —при строительстве заправки нашли человеческие останки закопанными в лесу, без каких либо обозначений места захоронения, и сейчас перезахоронили на городском кладбище.
И много еще интересного рассказали нам старожилы Ачинска, только закрепив чувство, которое появилось еще во время разговоров в деревнях, будто бы совсем и не люди устроили эти гонения. Оказывается, что едва ли не все люди тогда в Бога верили, молились, хранили иконы… Кто же тогда все это время мешал им, пытал и убивал за верность Церкви? Понятно, что не со всеми людьми, жившими в то время мы смогли поговорить, но складывается ощущение, что до наших дней дожили именно те, кто Бога не предавал…
13.20. Ачинск. Храм Даниила Ачинского.
Здесь на протяжении почти всей поездки мы встречались с протоиереем Сергием Пигасовым, куратором нашей экспедиции от Ачинского благочиния Красноярской епархии, чтобы отправиться в путь, но сегодня мы здесь ненадолго задерживаемся, чтобы поговорить с самим отцом Сергием и записать интервью для будущих фильмов. После обстоятельного разговора о пути священника к вере и служению Богу, о значении нашего проекта для всех и для каждого, мы еще какое-то врем снимаем сам храм — белый, высокий, красивый, совсем как описывают старожилы разрушенные сельские храмы.
15.00. Ачинск. Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина.
В центральной библиотеке Ачинска проходит наш последний круглый стол в этой поездке. И здесь мы, уже по традиции, устанавливаем перед входом наш информационный стенд, чтобы любой посетитель и даже прохожий здесь мог узнать о новомучениках и исповедниках ачинской земли.
Гостями круглого стола в этот раз стали постоянные читатели библиотеки, заполнившие небольшой, но уютный зал. Всех приветствует специалист библиотеки, Наталья Демидова, и приглашает на сцену руководителя нашего проекта, Геннадия Малашина, главного хранителя «Касьяновского дома», ответственного секретаря Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии. И вновь мы знакомим гостей вечера с целями и ходом экспедиции, рассказываем о том, чего и какой ценой можно достичь на этом поприще, приводя в пример книгу «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого», и о тех открытиях, которые нам уже удалось сделать.
Предваряя завершающую часть круглого стола, своими впечатлениями от исследователькой поездки делится о. Сергий Пигасов. А мы вручаем последние благодарственные письма — Наталье Александровне и директору библиотеки, Наталье Геннадьевне Росляковой, раздаем последние экземпляры брошюры к первому празднованию Собора святых Красноярской митрополии и готовимся отвечать на вопросы. Посетители библиотеки продемонстрировали живой интерес не только к проекту, но и ко всей проблеме Собора красноярских святых, и канонизации пострадавших за веру вообще.
17.30. Ачинск. Улица Кравченко.
В конце дня мы посещаем для съемок, наверное, самую оживленную улицу Ачинска, которая названа не просто именем одного из видных деятелей революции, а именем одного из лидеров красных партизан в Приенисейской Сибири, Александра Кравченко. Здесь много людей, непривычно много даже по меркам Красноярска детей, и, конечно же, множество самых разных магазинов и закусочных. Рядом — парк Победы, характерный центральный городской парк с аттракционами и ларечками со сладостями, с интересной структурой — от круглой площади в центре парка лучами расходятся дорожки к разным выходам из него.
Этой прогулкой закончился восьмой день нашей работы в западных районах Красноярского края. Запланированная программа практически выполнена, и в ближайшие два дня мы уже будем в основном работать с тем, что успели найти, узнать и придумать здесь, во время знакомства с этими удивительными местами.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».