Так уж принято, что к современному российскому кинематографу зритель относится настороженно. И, чего уж греха таить, у него есть на то причины: то на ремейк в кинотеатре наткнешься, то вдруг откуда не возьмись вылезет фильм Сарика Андреасяна. Доверие падает и кажется, что зрителю, который привык эстетически наслаждаться кино, из современного и посмотреть-то нечего. Мы пробрались сквозь дебри прокатных фильмов категории «Горько» чтобы отобрать работы, для режиссеров которых кино — это не просто звук денег из игрового автомата. Предлагаем вашему вниманию 8 российских фильмов текущего столетия, в которых стиль или эстетика — это сильные стороны.
«Возвращение»
2003; режиссер Андрей Звягинцев; оператор Михаил Кричман; художники: Жанна Пахомова, Анна Бартули
Дебютная работа Андрея Звягинцева предрекает ту стилистику, которую режиссер применяет в следующих своих фильмах. Выверенность, точность и что-то, напоминающее о классике. «Возвращение», казалось бы, история бытовая: «блудный» отец с неясной биографией отправляется с сыновьями в поход, развитие сюжета приводит к необратимой трагедии, после которой герои едва ли могут обрести былое равновесие. Именно за счет художественной стилистики повествование приобретает новое измерение. Кажется, что для Звягинцева-художника важен контакт с аудиторией. А кто виноват в трагедии «возвращения»: отец, сыновья, неравнодушная природа или злой рок? Это и решит зритель.
«Географ глобус пропил»
2013; режиссер Александр Велединский; оператор Владимир Башта; художники: Владимир Гудилин, Сергей Гудилин, Людмила Гаинцева
История на первый взгляд о неудачнике, который по «доброй традиции» пытается утопить свои печали в алкоголе. Возьмись за этот материал другой режиссер и, кажется, что так бы оно и случилось, но Александру Велединскому все же удалось (несмотря на огрехи в сценарии) не остаться на поверхностном уровне. Тут несложно увидеть большее: пресловутую повесть о «маленьком человеке», историю любви или описание героя нашего времени. Добавить к этому отличную операторскую работу и убедительную актерскую игру Константина Хабенского и получаем не самую плохую работу над литературными первоисточниками.
«Огни притона»
2011; режиссер Александр Гордон; оператор Максим Шинкоренко; художники: Юрий Матей, Стела Кожухарь-Фурдуй, Елена Макашова
Фильм с весьма интригующим и хитрым названием. Не то чтобы скользкой темы там не будет (хотя трэша, угара и всего остального ждать не следует), просто история совсем не об этом. Именно «Огни притона» можно назвать столь редким представителем литературного кинематографа. А если углубляться особо не хочется, то можно просто наслаждаться легендарным одесским колоритом и актерской работой очаровательной Оксаны Фандеры.
«Остров»
2006; режиссер Павел Лунгин; оператор Андрей Жегалов; художники: Игорь Коцарев, Александр Толкачев, Екатерина Дыминская, Галина Воловикова
Такое чувство, что «Остров» — это такое житие от российского кинематографа и, казалось бы, это не сулит ничего хорошего. На деле «Остров» фильм не только стильный с визуальной точки зрения, но и красивый по своему посылу. Образ служителей монастыря примеряют на себя актеры неожиданные, а вот Петр Мамонов в качестве главного героя — это просто находка, такое чувство, что образ юродивого, который скрывает в себе ужас убийцы, для него совершенно родной. «Остров» — это, конечно не руководство по искуплению вины неистовой праведной жизнью, но во всех смыслах красивое русское кино.
«Стиляги»
2008; режиссер Валерий Тодоровский; оператор Роман Васьянов; художники: Владимир Гудилин, Юрий Фоменко, Марат Ким, Александр Осипов
Говоря о стиле, как-то даже неудобно было бы упустить этот фильм. Валерий Тодоровский срежиссировал кино смелое, и дело не в тематике или сюжете, а в жанровой составляющей. «Стиляги» не лишены недочетов и анахронизмов, но и фильм не претендует на документальность. Он заслуживает внимания если не за смелость режиссера, то хотя бы за поразительную работу художников и атмосферу праздника под аккомпанемент (почему-то) советских рокеров 1980-ых и 1990-х годов.
«Русский ковчег»
2002; режиссер Александр Сокуров; операторы Тильман Бюттнер, Бернд Фишер, Анатолий Родионов; художники Наталья Кочергина, Елена Жукова, Мария Гришанова, Лидия Крюкова, Тамара Сеферян
Это, конечно, не великий национальный эпос, но фильм исключительный. «Русский ковчег» снят всего одним непрерывным дублем без незаметных монтажных склеек. Сложно представить объем работы, проделанный Александром Сокуровым — только одна режиссерская погрешность и «подмонтировать» невозможно. Репетиции длились семь месяцев. Оператор Тильман Бюттнер прошел по коридорам Эрмитажа чуть более километра, неся на себе сложную систему стабилизации общим весом 35 кг. В общем, если вас не впечатлит результат этого труда, то можно смотреть «Русский ковчег» как будто дизайнерский объект или наслаждаться красотой Эрмитажа.
«Гарпастум»
2005; режиссер Алексей Герман мл.; оператор Олег Лукичев; художник Сергей Ракутов
Сочинение Германа-младшего на тему «каким я вижу 1914 год». Начальные титры напоминают, что гарпастум — это античная игра в мяч, которая была одним из видов военной тренировки римских легионеров, об этом уместно вспомнить к концу фильма. Вокруг «неслыханные перемены, невиданные мятежи», мелькают поэты, и кажется, что переделывается весь мир, а главные герои заняты игрой и маленькой мечтой. Фильм про разное, о сломе времен, мечте, азарте, юношеском эгоизме, времени, которое проходит, ничего после себя не оставив. Разве что только игру, туман и кашель.
«Ночной дозор»
2004; режиссер Тимур Бекмамбетов; оператор Сергей Трофимов; художник Мухтар Мирзакеев, Валерий Викторов, Варя Авдюшко
Фильм, конечно, не совсем внятное и убедительное воспроизведение первоисточника, но в истории российского кино XXI века примечателен. Он будто знаменует волну российского кино 2000-х, режиссерами которого выступают бывшие клипмейкеры и рекламщики. Стилистику же «Ночного дозора» будто позаимствовали с голливудских ужастиков, а монтаж и напоминает моментами то ту же самую рекламу, то какой-то в прошлом модный клип. Получилась такая веселая (или не очень) чехарда из вампиров, голливудских приемов, Лукьяненко и реклам. Но в итоге вроде даже вышло как-то стильно — сродни Бекмамбетовской рекламе банка «Империал».
В материале использованы кадры из указанных фильмов