Антиутопии — бессмертный жанр в литературе и кинематографе. Прежде всего, они призваны предупредить нас о том, что конкретные общественные феномены могут обернуться против нас же самих. Неограниченная политическая власть, имущественное неравенство, гонка вооружений, тяга к потребительству и даже технологический прогресс — все это может коренным образом преобразовать законы, по которым живет общество.
В этом обзоре я рассмотрю только наиболее значимые антиутопии последних лет. Сразу скажу, что я не рассматривал фильмы в жанре пост-апокалипсис, вроде «Книги Илая», «Обливиона» или «28 лет спустя». Меня интересовали именно антиутопии — фильмы, где люди превращают Землю в ад сами, поступательным развитием, без помощи астероидов, ядерной войны, инопланетян и глобального потепления.
Итак, что же может роковым образом повлиять на наш мир?
5. Лень
Фильм: «Суррогаты» («Surrogates»)
Год: 2009
Производитель: США
Режиссер: Джонотан Мостоу
В нлавных ролях: Брюс Уиллис, Рада Митчел, Розамунд Пайк
«Суррогаты» — добротный фильм, но без претензий на шедевр. Их не добавляют ни немаленький бюджет, ни Брюс Уиллис в главной роли. Но смотрится достаточно интересно, и даже пища для размышлений есть.
В чем замысел картины? К середине XXI века в США не остается живых людей на улицах. Своими двойниками-роботами («суррогатами») из капсул в квартирах управляют 98% жителей страны. Решительно против суррогатов выступают только самые набожные христиане, отгородившиеся от мира в закрытых коммунах.
Главный герой — агент ФБР Том Гриер, ему не по душе сложившиеся порядки, но он, как и почти все, тоже имеет суррогата, который необходим ему для работы. Расследуя серию загадочных убийств людей, управлявших своими двойниками, он начинает понимать, что далеко не ему одному хочется заставить людей выйти из своих комнат…
«Живое общение и радость от активной жизни — бесценны!», — вот к чему призывают нас создатели данной картины. Зритель картину оценил, в прокате она собрала $122 млн., но на фоне исходного бюджета в $80 млн. особо грандиозным успехом это не выглядит.
4. Социальное неравенство
Фильм: «Элизиум: рай не на Земле» («Elisium»)
Год: 2013
Производитель: США
Режиссер: Нил Блокамп
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Уильям Фихтнер
По сути, в основе фильма лежит та же идея, что и у самой первой кинематографической антиутопии, черно-белого немого немецкого «Метрополиса» (1928). Там богачи живут на верхних этажах гигантского города-монстра, а трудяги влекут жалкое существование на его дне. В «Элизиуме» технический прогресс позволяет элите создать искусственную планету близ Земли, названную в честь рая в античной мифологии, и жить там припеваючи.
Большая часть населения, разумеется, остается на матушке-Земле, где изрядно пошатнулись и экологическая обстановка, и правосознание вкупе с моральными устоями. Обитатели Элизиума брезгуют появляться на прародине, посещают ее только в случае крайней необходимости и под охраной роботов-дроидов, с помощью которых и поддерживается относительный порядок на Земле.
Сюжет развивается динамично, фильм смотрится на одном дыхании. Главный герой, рабочий Макс, получает смертельную дозу облучения на производстве. Вылечиться на Земле невозможно, ему необходимо попасть на Элизиум, иначе он умрет в течение нескольких дней. Он вынужденно соглашается принять задание местного криминального авторитета, который мечтает похитить жителя Элизиума.
Параллельно на самом Элизиуме зреет заговор министра обороны и крупного промышленника, владельца завода, где работает Макс. Они недовольны излишне мягким отношением президента планеты по отношению к нелегальными иммигрантам с Земли, и готовят переворот.
Самым неожиданным образом эти две линии пересекаются…
Режиссерское мастерство, отлично поставленные спецэффекты и великолепная игра позволила «Элизиуму» в 2,5 раза окупить затраты в ходе проката в кинотеатрах ($285 млн. против $ 115 млн.).
3. Успехи биотехнологий
Год: 2011
Производитель: США
Режиссер: Скотт Никкол
В главных ролях: Джастин Тимберлейк, Аманда Сейфрид, Киллиан Мерфи
А вот здесь все немного наоборот: в основу фильма была положена действительно не шаблонная идея: биотехнологии позволили людям не стареть по достижении 25-летия, однако оставшееся время нужно зарабатывать (или забирать у других). В результате через много лет время становится валютой, появляется кучка богачей, накопивших миллионы лет и десятки тысяч бедняков, живущих, в прямом смысле слова, одним днем.
Однако сюжет и исполнение на весьма среднем уровне. Бюджет в 40$ млн. мог бы позволить что-то большее, чем бесконечные игры в казаков-разбойников между влюбленной парочкой бунтарей, пытающихся сломать систему, и их антагониста-правоохранителя, который эту систему защищает не столько по должности, сколько по убеждениям.
Больше всего в фильме подкупает атмосфера и общий антураж: магазины «Все за 99 секунд», электромобили в ретро-стиле, нарочитое игнорирование большинства привычной для нас техники вроде мобильных телефонов. Отдельный плюс — качественное музыкальное сопровождение. Наверное, все это и позволило ленте собрать в прокате сумму, которая превысила бюджет в 4,5 раза ($173 млн.).
2. Насилие
«Судная ночь» и «Судная ночь: 2» («Purge» «Purge-2: Anarchy»)
Год: 2013 и 2014
Производитель: США, Франция
Режиссер: Джеймс Демонако
В главных ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Аделаида Кейн (первая часть), Фрэнк Грилло, Кармен Эджого, Зак Гилфорд, Киле Санчес, Зои Соул (вторая часть)
Необычный подход к антиутопии: время действия перенесено не в далекое будущее, события разворачиваются в 2022 и 2023 годах. Каждый год, по воле высшего руководства страны, «Новых Отцов-основателей», американцы могут «выпустить пар», нарушая любые законы — работа экстренных служб прекращается, банки заранее эвакуируют свои средства, под специальную защиту берутся лишь высокопоставленные государственные служащие. Легально любое оружие, кроме массового поражения. Это собственно и есть «Purge» — дословно «чистка», или, более романтично, «судная ночь».
Власти напрямую связывают именно с данным мероприятием успехи по борьбе с бедностью и преступностью. Критики же данного мероприятия уверяют: с помощью него государство не борется с бедностью, а напрямую уничтожает бедняков.
Интересно, что похожую канву имеет малоизвестная в широких кругах повесть советского писателя-диссидента Юрия Даниэля «Говорит Москва». Только у антисоветчика Даниэля власти СССР немного гуманнее «Новых Отцов-основателей»: по условиям советской судной ночи запрещались убийства лиц младше 16 лет, блюстителей правопорядка, солдат и работников транспорта (тем не менее, хрущевские власти премировали Даниэля за «Говорит Москва» и многое другое путевкой в пятилетний творческий отпуск в исправительном лагере).
Сюжетные линии частей дилогии напрямую друг с другом не связаны. В первом фильме главными героями выступают члены состоятельной семьи, персональная система домашней защиты которых дает сбой, и фильм носит во многом характер психологического триллера. Вторая же часть, скорее, боевик: зритель наблюдает за тем, как выживает на улицах охваченного безумием мегаполиса компания ранее незнакомых между собой простых обывателей, оказавшихся вне своих домов по самым разным причинам. На лето 2016 года запланирован выпуск третьей «Судной ночи».
Фильм изобилует сценами насилия, однако они здесь, прежде всего, выступают поводами задуматься о том, что такое — быть человеком. Полузабытые христианские истины о ценности каждой жизни, о гибельности мести и том, что ближнего надо возлюбить как самого себя, обе части «Судной ночи» доносят наглядно и убедительно. Нельзя обойти стороной и их колоссальный коммерческий успех: первый фильм при копеечном для Голливуда бюджете в $3 млн. собрал в кинозалах почти $90 млн., второй — $108. млн при потраченных $9 млн.
1. Медиазависимость
«Черное зеркало» («Black mirror»)
Год: 2011 — …
Производитель: Великобритания
Создатель: Чарли Брукер
В главных ролях: Рори Киннир, Руперт Эверетт, Тоби Кеббел, Хейли Этвелл, Ленора Кричлоу и многие другие.
«Черное зеркало» — пожалуй, самая, неординарная кинематографическая антиутопия. Это мини-сериал из двух сезонов, в каждом по три серии, и специального рождественского выпуска. Эпизоды не связаны между собой ни сюжетом, ни режиссером, ни актерами, ни временем или местом повествования.
Общий у них только сценарист — Чарли Брукер, который в своем творении представляет сатиру на зависимость современного общества от информационных технологий. Сюжеты эпизодов не столько поражают, сколько пугают своей абсурдностью: в социальных сетях появляется возможность общаться с умершими, просмотр рекламы становится обязательным для населения, наказания уголовных преступников превращается в реалити-шоу, а анимационный персонаж конкурирует с политиками на выборах. Однако стоит лишь присмотреться к окружающему миру чуть-чуть пристальнее, и можно осознать, что мир «Черного зеркала» уже вполне достижим нами…
Высокие рейтинги сериала позволили приступить к созданию третьего сезона, в котором будет уже двенадцать серий.