«Человек не может по-настоящему стать лучше, если не помогает стать лучше другим»

7adcb79fc85e

— 204 года назад, 7 февраля  1812 года в городе Портсмут родился один из величайших творцов мировой литературы — британский писатель Чарльз Диккенс.

Его родители были достаточно состоятельными детьми и ранние годы писателя прошли в атмосфере радости и счастья. Однако беспечность четы Диккенсов привела к долгам и к разорению; в результате, юному Чарльзу пришлось самому пробивать себе дорогу в жизни. Он был разнорабочим, мелким клерком, корреспондентом, — и, в конечном счете, пришел в литературу.

Диккенса прославило уже первое серьезное произведение — «Посмертные записки членов Пиквикского клуба». В этом романе он рисует старую Англию с самых различных ее сторон, восхищаясь ее добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих обычным англичанам. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке, имя которого — мистер Пиквик — утвердилось в мировой литературе где-то неподалеку от великого имени Дон-Кихота.

Популярность «Пиквикского клуба» Диккенс использовал для перехода на новый уровень своего творчества — к более глубокому осмыслению социальных проблем. Так следующим произведением становится  «Оливер Твист» (1838) — история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своем пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Чарльз Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.  «Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низко то, что занимает положение низкое».

Последовали и другие произведения — роман «Мартин Чезльвит», серия «Рождественские рассказы», где воедино сочетались критика социальной несправедливости, восторженное отношение к традициям английского общества, добродушный и мягкий юмор. В более поздних произведениях, таких как роман «Тяжелые времена», мотив ностальгии по «старой доброй Англии», которую убивает система капиталистических отношений, становится еще сильнее и отчетливее. «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна», — писал он.

Писатель стремился донести до общества пагубность эгоизма и погони за наживой: «Человек не может по-настоящему стать лучше, если не помогает стать лучше другим».

Лебединой песней Диккенса стал «Наш общий друг» (1864). Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного юмора — этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане, а отрицательные — лишь вызывают жалость.

Диккенс скончался в 1870 году от инсульта. Однако его слава только продолжила расти. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор часто был для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Напротив, Диккенс приобрел, прежде всего, славу веселого писателя старой веселой Англии.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *