10 декабря (27 ноября по ст.ст.) — церковный праздник в честь Знаменской иконы Божией Матери, одного из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы в нашей стране.
Этот лик Небесной Царицы относится к иконографическому типу «Оранта» (от лат. – «молящаяся»), одному из старейших в христианстве. Отличительной особенностью таких икон является то, что Небесная Царица изображена с поднятыми и разведенными в стороны руками — это традиционный жест заступнической молитвы.
На Руси Знаменская икона почиталась еще со средневековья. По преданию, именно этот образ, принесенный на крепостную стену, помог Великому Новгороду в конце XII века выдержать осаду суздальского войска. Икона, после того как в нее попала вражеская стрела, «заплакала», и напуганные суздальцы предпочли восвояси покинуть место битвы.
***
Почитание Знаменского образа Божией Матери неразрывно связано и с историей православного Красноярья. Этой иконе был посвящен монастырский скит, стоявший на рубеже XIX–XX веков на живописном месте, где сейчас располагается город Дивногорск.
Высочайшее повеление императора Александра III о выделении земельного участка под устройство скита в честь иконы «Знамение» (Абалацкая) Пресвятой Богородицы вышло в свет 6 февраля (25 января по старому стилю) 1888 года. Спустя год, на престольный праздник в 1889 году, в скит из Успенского монастыря принесут почитаемую верующими сибиряками Знаменскую («Абалацкую») икону — некогда написанную на Урале, но затем принесенную на берега Енисея.
Главным инициатором создания монастыря стал иеромонах (впоследствии — игумен) Филарет (в миру — Федор Васильев; 1840–1910). Он происходил из Псковской губернии, долгое время прослужил в императорской кавалерии. В унтер-офицерском звании вышел в отставку и переселился в Енисей с конкретной целью: стать монахом.
Приняв постриг и священный сан, бывший квалерист-гусар сравнительно быстро заслужил уважение насельников Успенской мужской обители, став наместником в ту пору еще совсем молодого красноярского монастыря. Однако душа отца Филарета искала покоя и уединения: монах решил заложить скит в более отдаленном от шумной губернской столицы месте.
***
Успенскому монастырю к тому времени уже принадлежали обширные угодья в верховьях Маны, однако зачинателя Знаменской обители по ряду причин они не устраивали. В 1885–1887 годах, путем не всегда простых переговоров с местными землевладельцами отцу Филарету удалось добиться обмена этой территории на желаемый участок у вод могучего Енисея. «Военная закалка, напор и энергия иеромонаха Филарета позволили убедить высшее духовное и гражданское начальство в правильности своего выбора», — подчеркивает в своей монографии «Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период» современный дивногорский историк и педагог Игорь Федоров.
Энергии будущего игумена хватило и на привлечение солидных меценатских средств: помощь в возведении скита оказали богатейшие красноярские купцы, такие как Тимофей Матонин и Николай Гадалов. Неоценимый личный вклад в строительство монастыря внес и управлявший в 1886–1892 годах Красноярской епархией епископ Тихон (Троицкий-Донебин; 1831–1911). Незадолго до своего отъезда в Иркутск, 25 июля (7 июля по ст.ст.) 1891 года, владыка Тихон успел возглавить освящение и Литургию в главном храме монастырского комплекса — Знаменском. Имя ему дала чтимая среди жителей здешних мест икона Божией Матери, написанная, по преданию, уральскими мастерами. Святыня почиталась как чудотворная, с ней регулярно устраивались молитвенные шествия по близлежащим селам и хуторам.
Знаменский монастырь стал не только чтимым местом для набожных земляков, но и крупным хозяйственным центром: монахи сдавали пахотную землю крестьянам, при обители действовали смологонный и кирпичный завод, многочисленные мастерские и пасеки. Потому неудивительно, что в 1892 году Знаменский скит получает статус самостоятельного монастыря. В предреволюционные годы здесь одних только постоянных насельников насчитывалось более пятидесяти, а паломников (в том числе, и из европейской части России) в монастырь ежегодно прибывало около 5–6 тысяч.
***
Судьба монастыря в советские годы была трагической. Как рассказывал главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин:
— На первый взгляд, Знаменский скит был надежно изолирован от охватившего страну безумия Гражданской войны. Но, на деле, такого не было: рядом проходила дорога на Красноярск, не так уж далеко находилась и сама губернская столица. Потому, например, когда зимой 1919–1920 годов остатки разбитых войск адмирала Колчака стали отступать на восток, монахи обители пытались им помочь, — прежде всего, это была подлинно христианская забота о попавших в тяжелую ситуацию соотечественниках, подлинное милосердие. В монастыре была пища, были лошади, — всем этим братия делилась с колчаковцами; ходят рассказы, что могли помочь тем, кто желал скрыться от красных, и новыми документами.
Но большевики, разумеется, смотрели на эту ситуацию иначе, и милосердия за монахами признавать не собирались. Красные, по-видимому, были прекрасно информированы о той помощи, которую их противник нашел в Знаменском скиту, поэтому пребывание партизанской армии небезызвестного Александра Кравченко той же страшной зимой было ознаменовано многими горестными инцидентами; судя по сохранившимся данным, некоторые насельники были казнены еще тогда.
В 1920 году советские власти Сибири закрывают скит. Его имущество новый режим частично присвоил себе, а частично — уничтожил. Строения монастыря были переданы детскому дому, потом здесь располагались учебно-опытный лесхоз, подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть — снесли. Например, часовня святителя Николая-Чудотворца стояла здесь вплоть до 1955 года. Потом ее перенесли, переоборудовав под пекарню, затем — под сторожку, а затем разрушили и ее.
Как ни странно, сохранилась, пускай и частично, главная церковь Знаменского скита. Сейчас в нем размещается мастерская художников.
В память об упраздненном монастыре в Дивногорске назвали новый величественный Знаменский храм, возведенный в стиле старорусского деревянного зодчества уже в начале XXI века. Три года назад его в торжественной обстановке освятил митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.