Год назад в эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) прозвучал выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Программу посвятили визиту в наш город в 1891 году будущего императора Николая II. Об этом историческом для Красноярска событии рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, уделив особое внимание теме кантаты, написанной красноярцем И.Т. Савенковым специально в честь приезда цесаревича, но так тогда и не прозвучавшей — в силу коварства наших восточных соседей.
ДВ: — Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович! Уважаемые радиослушатели, сегодня мы вновь совершим путешествие в год 1891-ый, когда Красноярск посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович — будущий император Николай II.
Казалось бы, что о пребывании последнего русского царя в главном городе Енисейской губернии известно и сказано уже многое. Однако этот эпизод красноярской истории не обошелся без своих загадок. Например, почему кантата, написанная по случаю приезда в город цесаревича, впервые прозвучала в Красноярске только в этом году, уже в честь празднования 150-летия со дня рождения Николая II?
Автор вечера-концерта «Русский салон эпохи Романовых» (состоялся в мае 2018 года, — М.Р.), историк Церкви и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин напоминает: в Енисейской губернии цесаревич Николай находился с 28 июня по 2 июля 1891 года (с 10 по 14 июля по новому стилю, — М.Р.). Николай Александрович прибыл в село Березовское 1 июля в 8 часов утра. Наследник престола вышел из экипажа и пешком проследовал с пристани на пароход «Святитель Николай». Очень скоро судно прибыло в Красноярск; говорят, что за это время цесаревич буквально успел только выпить чашечку чаю на сибирских травах. А уже в 10 часов 30 минут он ступил на красноярскую землю…
ГМ: — Будущему государю тогда еще было всего 23 года. И, возвращаясь со своего путешествия на Дальний Восток, цесаревич Николай, по существу, словно знакомился со своей необъятной державой, в управление которой ему предстояло заступить уже через три года (конечно, о скорой кончине его отца, императора Александра III никто тогда и помыслить не мог).
Все, кто получил счастливую возможность с ним пообщаться, потом единодушно вспоминали: Николай Александрович был исключительно скромным, интеллигентным и добрым человеком. Все эти качества свидетельствовали об определенной нравственной высоте, которую не могли не почувствовать красноярцы, пришедшие встретить своего цесаревича.
На пристани — она располагалась тогда у нынешнего места вечной стоянки парохода «Святитель Николай» — наследника Дома Романовых восторженно встретили сотни горожан. Пройдя буквально по ковру из живых цветов, цесаревич сел в экипаж и направился к красноярской Триумфальной арке (она располагалась на Владимирской площади — перекрестке современных улицы Парижской Коммуны и проспекта Мира). Так и начался визит Николая Александровича в наш город…
Очень многие потом называли этот день самым счастливым в своей жизни. Прочувствованные отзывы о встрече с Николаем Александровичем оставили два известных красноярских летописца того времени: юрист и служащий местного самоуправления Иван Тимофеевич Парфентьев (1823-1899) и, конечно же, кафедральный протоиерей Василий Касьянов (1817–1897) , чье имя носит наш музейно-просветительский центр. Иван Федорович называет «красным солнышком» цесаревича в своих записях, а отец Василий пишет, что этот день стал самым важным и в его жизни, и в жизни губернии.
Те несколько дней для Николая Александровича были буквально перенасыщены встречами с самыми разными людьми: от губернатора до представителей коренных сибирских народов. Очень много времени будущий император уделил красноярской молодежи, посетив едва ли ни все учебные заведения губернской столицы. Во дворе мужской гимназии он, например, посадил саженец кедра (дерево это символически срубят представители новой власти уже в 1920 году). Побывал он и в женской гимназии, и в духовном училище.
Так что у молодого наследника трона едва находилось время на короткий отдых в знаменитом особняке купца Гадалова (здание современного магазина «Детский мир»).
ДВ: В газете «Енисейские губернские ведомости» от 14 сентября 1891 года мы находим такую заметку:
— Путешествие Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича по нашей губернии останется навсегда запечатленным в сердцах жителей по той ласковости, с какою Его Высочество выходил к народу, беря лично от каждого просьбу, щедро удовлетворяя тотчас же прошение о пособии, по тому лестному вниманию, с каким Ему угодно было почтить каждого чиновника наградою за малейшее участие в трудах по приезду Его Высочества.
И, конечно, красноярцы тоже стремились оставить свои подарки на память Николаю Александровичу. Как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, одним из них и должна была стать та самая кантата на прибытие цесаревича в Красноярск.
ГМ: — Всюду будущего императора ждали подарки. Подносили и дорогие памятные вещи: предметы роскоши, ювелирные изделия. Но дороже всего цесаревичу наверняка были вещи, сделанные красноярцами своими руками: например, декоративные вышивки с сибирскими мотивами.
Но одна очень интересная история, которая могла бы стать украшением встречи с Николаем Александровичем Романовым, в тот день не произошла. В учительской семинарии к приезду наследника трона готовились исполнить торжественную кантату (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра, — М.Р.), написанную выдающимся красноярским педагогом, археологом, музееведом и шахматистом Иваном Савенковым (1846–1914) и его коллегами.
Однако в дело вмешался бюрократический фактор. Заблаговременно узнав об инициативе красноярцев, текст кантаты перед прибытием Николая Александровича в целях цензуры затребовала канцелярия генерал-губернатора Восточной Сибири, размещавшаяся в Иркутске. И произведение настолько приглянулось иркутянам, что они ничтоже сумняшеся исполнили его как свое собственное. Естественно, что в Красноярске повторно кантата прозвучать уже не могла.
Нам удалось найти и текст, и ноты этого удивительного произведения в трехтомном альбоме, посвященном путешествию будущего императора на Дальний Восток и обратно. Удивительно, что никто на эти две страницы в альбоме не обращал внимания.
И уже когда мы готовили торжественный вечер «Русский салон эпохи Романовых», стало понятно: надо просить дирижера оркестра Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Анатолия Чепурного и хормейстера Дмитрия Ходоша, чтобы кантату обязательно включили в концертную программу. И 18 мая переполненный зал оперного театра, наконец, услышал эти удивительные слова и эти трогательные ноты, впервые за сто с лишним лет.
ДВ: Удивительно, что и спустя столетие, прошедшее с приезда в Красноярск последнего русского монаха, горожане не перестают открывать для себя новые грани этого исторического события. И, отмечая полтора века со дня рождения Николая II, они приветствовали его на своей земле словами именно той самой торжественной кантаты.