19 февраля (6 февраля по ст.ст.) 1907 года окончательно свершилась продажа знаменитым красноярским купцом-меценатом Геннадием Юдиным (1840–1912) своего бесценного собрания книжных изданий библиотеке Конгресса Соединенных Штатов Америки.
519 ящиков с книгами общим весом более 3 тысяч пудов (около 50 тонн) в пяти вагонах отправились в путешествие на запад, в немецкий Гамбург, а уже оттуда морским путем их доставят в Новый свет. О деталях, предшествующих этому событию до сих пор спорят историки. Какова была мотивация Юдина?
Одни исследователи списывают всё на страх купца перед революционным движением, — хотя к 1907 году Первая русская революция приближалась к своему концу. Другие винят мнимые деловые неудачи и вызванную ими потребность в деньгах; но если так, то странно, что за оставшиеся пять лет жизни Геннадий Васильевич успеет собрать новую, пусть и менее скромную библиотеку, — ее впоследствии национализирует советская власть. Третьи пытаются объяснить сделку внутренними переживаниями Юдина из-за обнаруженной у него врачами неизлечимой болезни и трагической смерти сына-наследника. Но безусловно другое: еще современники с горечью оценили этот поступок сибирского мецената.
— В текущем месяце Сибирь потерпела ущерб, все тяжёлые последствия которого станут более ясны будущему поколению: в Америку отвезена из Красноярска знаменитая библиотека Г.В. Юдина. В этой библиотеке было до 80000 томов, и, что особенно важно, — в ней было всё, написанное о Сибири. Таким образом, Сибирь лишилась бесценного источника, который помог бы будущим сибирским исследователям-патриотам разобраться в окружающем, понять его при помощи прошлого, умственной работы угасших поколений, и правильнее оценить его, — писал публицист-современник.
Как бы то ни было, решение Юдина продать свои книги американцам не было спонтанным: его переписка с эмиссаром Конгресса, русским эмигрантом Алексеем Бабиным длилась не менее четырех лет, с 1903 года. Геннадий Васильевич долгое время выдвигал свои условия продажи, завышал цену библиотеки, но, в конечном счете, уступил сокровище заокеанским партнерам за 100 000 рублей (около 130 млн в российской валюте по нынешнему курсу).
Одним из принципиальных условий продажи Юдин поставил полную сохранность своей книжной коллекции в Америке («Я позволю себе добавить желание поместить мои книги отдельно, с наименованием: „Собрание Г.В. Юдина из Красноярска в Восточной Сибири“», — подчеркивал он в одном из писем Бабину).
Купец-меценат скончается, так и не узнав, что в Вашингтоне эту часть сделки грубо нарушат: почти сразу же «сибирский приз» поделят между разными американскими библиотеками, а часть фонда и вовсе утилизируют. Ныне известна судьба лишь около 4 тысяч экземпляров, т.е. 5 % от более чем 81 000 книг, приобретенных в 1907 году Конгрессом США. Спустя век книги с сибирским прошлым можно встретить в библиотеках американских университетов, в Нью-Йоркской публичной библиотеке и частных собраниях американских библиофилов.
К этой невеселой истории в советские времена было принято добавлять еще один «идеологически верный» штрих. Со ссылкой на одного из сыновей купца историки утверждали, что Геннадий Юдин долгое время отказывал американцам, якобы желая из патриотических побуждений продать свою библиотеку Императорскому двору в Санкт-Петербург, и лишь личный отказ государя Николая II сделал невозможным такое развитие событий. Однако, никакого документального подтверждения этой «воле» последнего русского царя до сих пор не найдено.