Роль крещения Руси в становлении российского государства

Олейник Ярослав Викторович, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 22 г. Канска

А назавтра вышел Володимир с попами цесарицинимы и корсунскими на Днепр, и сошлось людей без счета и влезли они в воду и стояли к шее, а вторые — к груди. Дети же [не отходили] от берега, а другие младенцев держали.

Взрослые бродили [в воде], а попы, стоя, молитвы творили. И было увидит великую радость на небе и на земле, столько душ спасается, а дьявол тосковал, говоря: «Горе мне, прогоняют меня отсюда! Здесь так думал я житво иметь, потому что здесь нет учения апостольского ого, не знают [здесь люди] бога. И радовался я с служения их, потому что служили они мне. И вот побеждают меня невежда этот, а не апостол и мученик, и уже не буду царствовать в землях сих». Люди же, крестившись, шли каждый по домам. А Владимир, рад был, что узнал он бога сам и люди его, и взглянув на небо, сказал: «Боже великий, что сотворил небо и землю, взгляни на новии люди свои! На твою силу, одолел и в я козни его».

Повесть временных лет

В 988 г. великий князь киевский Владимир, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом Михаилом (митрополит Киевский 988–992) и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. Крещение Руси — одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства.

Крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Христианство познакомило язычников с новыми представлениями о нравственных ценностях, с новыми этическими нормами поведения человека. Для язычников было важно правильно совершить обряд погребения, чтобы умерший попал в новую счастливую загробную жизнь. Для христианина важно было при жизни заслужить своими богоугодными поступками спасение душ. Если у язычников человеческая жизнь ничего не стоит, то христианство утверждает абсолютную ценность человеческой жизни, человеческой личности. Причем впервые именно в России еще при Владимире-крестителе был поднят вопрос о недопустимости смертной казни как наказания. Князь назвал ее грехом перед Богом. На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. Православие стало национальным вероисповеданием содержащим зерно духовности, и за долгую историю нашей страны именно благодаря религии Россия продолжает существовать как государство. Ведь у нашей страны кроме радостных событий в истории есть и печальные. Именно на уроках истории мы с детьми стараемся выяснить, как же помогало православие в борьбе со злом.

В период татаро-монгольского нашествия церковь на Руси менее всего пострадала и успела восстановить разрушенное. Во многом именно благодаря русской церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими нашествиями, удалось поднять сломленный дух русских людей, и победа была предрешена благословением Александра Сергием Радонежским и первым боем, в который вступил против Кочубея Николай Пересвет.

Но были в нашей стране такие времена, когда религии и церковь обрекались светской властью на забвение. Я говорю о времени, когда к власти пришли большевики. Новая власть не хотела в условиях постреволюционного периода допускать существования православия наравне с единой коммунистической идеологией марксизма. Религию объявили пережитком царизма. Уже Ленин в своих письмах призывал к беспощадному уничтожению священников, отказывающихся подчиняться новому строю. Я планирую при анализе событий того периода дать возможность учащимся сопоставить моральный облик идеала человека, отношение к ценности человеческой жизни и православное вероисповедание народа при царской власти с периодом становления советской власти и идеологизации общества. Сравнение будет явно не в пользу обезверенного общества, потерявшего веру.

Но отношение к церкви пришлось пересмотреть уже в годы Великой Отечественной войны. Поэтому знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин, многое переоценив, начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Сталин поддерживает единство русских в борьбе против интервентов. Во время войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было национальным вероисповеданием. С 1917 по 1941 гг. большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны пришло время, так сказать, «собирать камни», нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях как форму раскола и разъединения следует поощрять. Чтобы учащиеся поняли значимость моральнонравственных ценностей православия, необходимо задать им вопрос: «Какие морально-нравственные ценности православия использовались в идеологии социализма? Почему произошла эта подмена?».

Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов, снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Когда проводилась политика гонений на церковь, верующие вели религиозную деятельность подпольно, теперь же они получили свободу вероисповедания, благодаря чему церковь занималась патриотической деятельностью, что поднимало боевой дух граждан. Несомненно, такая религия как христианство — это одна из самых миролюбивых религий существующих на земле. Ведь во многих религиях мира разрешено убийство и другие наказания. В христианстве такого нет. И в наши дни, когда на земле царит такое зло как терроризм, церковь продолжат свою патриотическую деятельность и продолжает сплачивать граждан нашей страны.

В заключение хотелось бы отметить: не случайно государство сегодня обратило свое внимание на приобщение подрастающего поколения к корням своего народа, религии своего народа. Именно со школьной скамьи происходит впитывание всех духовно-нравственных ценностей, которые помогают подрастающему поколению не попасть под влияние различных группировок, течений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *