Кущенко Сергей Владимирович, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и политологии Новосибирского государственного технологического университета.
В современных условиях первой четверти XXI века напряженность в международных отношениях заметно возросла. Межгосударственные конфликты возникают все чаще в различных регионах, причем острота этих конфликтов достигает стадии вооруженных столкновений не только внутри отдельных стран, но и между отдельными странами и даже группами государств. В сложившихся условиях все чаще говорят о таких грубых нарушениях международного права, которые могут свидетельствовать об окончании действия его общепризнанных норм. В частности, суверенитет отдельных независимых государств нарушается столь грубо, что разрушаются основы государственности стран — жертв нападения, государства прекращают свое существование. В доказательство этого достаточно вспомнить Югославию, Ливию, Ирак, Сирию, Афганистан. Этот список можно продолжить. Международная напряженность достигла такой остроты, которая позволяет говорить о возможном начале новой мировой войны. Военная терминология стала все чаще применяться при анализе современного состояния мирового сообщества. В частности, говорят о ведущихся «гибридных» войнах, об информационной войне, об использовании психотропного оружия и манипулирования большим количеством людей для достижения корыстных целей манипуляторов. [1, С. 91–96] В целом можно сказать, что в первой четверти XXI века возникла реальная угроза новой мировой войны.
Какие же силы противостоят и могут противостоять этой угрозе? Очевидно, что Организация объединенных наций является одной из главных сил, противостоящих силам войны. ООН и была создана в апреле 1945 года именно для того, чтобы не допустить возникновения новых угроз мирному развитию народов. Однако практика международных отношений показывает, что усилий одной ООН недостаточно для эффективного предотвращения угрозы войны. Очевидно, что нужны дополнительные усилия всех миролюбивых стран и организаций для коллективного отпора нарастающей агрессии со стороны международного терроризма. Одной из таких организаций, борющихся с силами войны, за сохранение мира между народами, является Русская Православная Церковь.
В решении важнейшей задачи сохранения мира роль Русской Православной Церкви невозможно переоценить. Русская Православная Церковь остается одним из главных бастионов защиты мира, нравственности, защиты духовной жизни людей от агрессии, безверия, пошлости и бескультурья. Безусловным преимуществом Русской Православной Церкви, кроме прочего, является ее тысячелетняя история, в которой накоплено богатство русской духовной культуры. Однако в этом сложном деле еще много нерешенных проблем. В частности, остается актуальной задача объединения цивилизационной общности — русского мира, преодоления нерешенных в русском мире проблем. Для решения этой задачи целесообразно вновь обратиться к истокам русского мировоззрения, в частности, к древнейшему памятнику русской литературы — «Слову о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. Слово «О законе и благодати» — одно из самых ранних (написано между 1037–1050 гг.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова — Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. Как отмечает академик Д.С. Лихачев, тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
В истории России и РПЦ известно множество примеров эффективного взаимодействия церкви и общества, направленного на успешное развитие как церкви, так и общества, в том числе российской государственности. В ряду таких примеров можно назвать эффективное сотрудничество Великого Киевского князя Ярослава Мудрого и Киевского митрополита Иллариона (святителя — Прим. ред.). «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в середине XI века, стало первым русским политико-правовым трактатом, в котором митрополит Иларион изложил фундаментальные идеи взаимодействия церкви и общества, церкви и государства, во многом определившие направление этого взаимодействия на многие столетия. К этим идеям митрополита Иллариона можно отнести вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти в обществе. Митрополит Иларион первым в России поставил проблему взаимоотношений отдельного человека и государства. Эти и другие вопросы митрополит Иларион предлагал решать на основании строгого соблюдения православных нравственных норм. Высокая нравственность, справедливость должны, по мнению митрополита Илариона, определять все стороны общественной жизни, способствовать успешному движению «от нестроения к совершенству». Эта позиция, основанная на высокой нравственности, стала принципиальной для Русской Православной Церкви. Эта фундаментальная идея получила свое выражение в различных сочинениях русских мыслителей как религиозного, так и светского направления. Особенно явно эта идея проявлялась в критические моменты русской истории, когда возникала необходимость в сохранении и укреплении русской государственности.
В заключение приведем большую цитату из «Слова о законе и благодати», которая с очевидность актуальна в современных условиях и понятна без перевода со старославянского языка на современный русский язык:
«Когда мы были слепы и истинного света не видели, но во лжи идольской блуждали, к тому же были глухи к спасительному учению, помиловал нас Бог, и воссиял в нас свет разума, чтобы познать Его, по пророчеству: «Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат». И когда мы претыкались на путях погибели, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же бормотали языками нашими, молясь идолам, а не Богу своему и Творцу, — посетило нас человеколюбие Божие. И уже не последуем бесам, но ясно славим Христа, Бога нашего, по пророчеству: «Тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык гугнивых». И когда мы были подобны зверям и скотам, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились, послал Господь и нам заповеди, ведущие в Жизнь Вечную, по пророчеству Осии: «И будет в день оный, говорит Господь, завещаю им Завет с птицами небесными и зверьми земными, и скажу не Моему народу: «вы Мой народ», а он скажет Мне: «Ты Господь Бог наш!». И так, будучи чуждыми, мы людьми Божиими нарекались и, бывшие врагами, мы сынами Его прозывались. И не хулим по-иудейски, но по-христиански благословляем, и не собираем совет, чтобы распять (Его), но чтобы Распятому поклониться. Не распинаем Спасителя, но руки к Нему воздеваем. Не прободаем ребр, но от них пьем источник нетления. Не тридцать сребреников наживаем на Нем, но друг друга и весь живот наш Ему предаем. Не таим Воскресения, но во всех домах своих возглашаем: Христос воскресе из мертвых! Не говорим, что (Он) был украден, но (что) вознесся туда, где и был. Не неверуем, но, как Петр, говорим Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго, и с Фомою: «Ты есть Господь наш и Бог», и с разбойником: «Помяни нас. Господи, во Царствии Твоем!». И так веруя в Него и храня предания святых отцов семи Соборов, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь заповедей Его. Сбылось на нас реченное о язычниках: «Обнажит Господь мышцу Свою святую перед всеми народами, и узрят во всех концах земли спасение Бога нашего». И другое: живу Я, говорит Господь, и предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедыватъ Бога. И Исаии: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся. кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]. И Даниила: «Все люди, племена и языки послужат Ему». И Давида: «Да исповедаются Тебе люди, Боже, да исповедуются Тебе люди все, да возвеселятся и возрадуются языки» и: Восплещите руками все народы. воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею. И ниже: Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли» [2].
Библиографический список
- Кущенко С.В. Религия и современное информационное пространство России / Православие, Россия: размышление о прошлом, взгляд в будущее. Материалы научной конференции с международным участием. Красноярск, 12–14 октября 2011 г. — Красноярск, Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012. — 307 с.
- Слово о законе и благодати митрополита Илариона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbyka.ru/slovo-o-zakone-iblagodati-mitropolita-ilariona.shtml.