Дату праздника Благовещения Пресвятой Богородицы запомнить, пожалуй, проще, чем у иных двунадесятых торжеств Русской Православной Церкви: 7 апреля (25 марта по старому стилю) — ровно за девять месяцев до Рождества Христова.
Как нетрудно догадаться, в этот день Церковь и паства вспоминают события, предвозвестившие приход Господа и Спасителя: Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца:
«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:30–38).
Один из важнейших аспектов этого события — согласие и добрая воля самой Пресвятой Богородицы на зачатие Богомладенца. Эта деталь свидетельствует людям о том, что путь в Царство Божие начинается с непосредственного желания и стремления уверовавшего человека.
Именно Благовещение положило начало Спасению человечества, вот почему Православная Церковь воздает Богородице первенство чести среди всех рожденных людей.
Неудивительно, что этот праздник заложил под собой мощные традиции в изобразительном искусстве, став одним из популярных сюжетов в иконописи. Деву Марию принято изображать занятой пряжей, а архангела Гавриила — в виде путника, со свечой, зеркалом или цветком в руке.
Целый ворох сопутствующих обычаев и примет сопутствовал Благовещению в почитании среди простого народа. Большую их часть, сводящихся к осуждению любого труда (вплоть до запрета плести девушкам косы), по-видимому, можно объяснить тем, что начало апреля в сельскохозяйственном календаре — преддверие весеннего цикла работ, и праздник давал одну из последних уважительных причин отдохнуть.
Впрочем, бытовали и более трогательные и затейливые традиции. Например, в ряде мест воспрещалось зажигать огонь с наступлением темноты — дескать, озарять светом благовещенскую ночь могут только ангелы. А еще было принято выпускать в небо птиц из неволи — этот старинный обычай, символизирующий свободу человеческой воли в спасении своей души, Русская Церковь возродила в конце ХХ века.