«Трасса мужества». История строительства железной дороги «Абакан-Тайшет»

Участок «Трассы мужества» — станция Кошурниково. Фото: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД»,

Идея проложить железная дорогу Абакан – Тайшет длинной в 647 км, предложили ещё в середине XIX века. Но местность, через которую предлагали её построить не соответствовала нормам. Инженеры говорили, что это вовсе невозможно и стоит отказаться от строительства в силу сложности рельефа и больших перепадов высот.

С 1935 года специалисты начали поиски наилучших вариантов трассы через Саяны, было несколько экспедиций, но все они заканчивались кратким обзором местности и давали только предварительные результаты. И вот в 1942  экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» дали более развёрнутые результаты. Экспертами были проработаны пять вариантов линий, наиболее подходящей для строительства выбрали трассы в начале Абакана с выходом на Тайшет или на Нижнеудинск. Главным инженером проекта и начальником изыскательской экспедиции был назначен Александр Кошурников. 5 октября 1942 экспедиция под его руководством отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Путь был сложным, отряду пришлось двигаться на оленях до долины реки Казыр, исследуя каждый километр берега. Вскоре, группа поняла, что дальше не пройти и пришлось пересесть на плот, а потом и вовсе пешком. В середине пути погода сильно испортилась, зима проявила свой характер раньше положенного, начались настоящие суровые условия.

Линия Абакан-Тайшет в горно-таежной местности высшей категории трудности с очень тяжелыми климатическими условиями. Фото: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД»

2 ноября случилось непоправимое, плот затащило под лёд и, к сожалению, выжить удалось только руководителю экспедиции — Кошурникову, но он сильно замерз.  Спустя несколько недель местный рыбак нашёл в одном из рукавов Казыра человека в железнодорожной куртке, но он был уже мёртв, рядом лежали размокшие листки с карандашными заметками. Позднее выяснилось, что это дневник, в котором Александр Кошурников подробно описывал долину Казыра, его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года: «3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алёша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алёша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Указом правительства все члены экспедиции были награждены орденами посмертно, а современные станции магистрали Абакан-Тайшет названы именами участников отряда.

Строительство «Трассы мужества». Фото: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД»

Само строительство дороги  началось только в 1959 году, съезд ВЛКСМ объявил трасу «Абакан-Тайшет» Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.  1963 год стал вершиной стройки. В июле было открыто движение по Козинскому виадуку на Западном участке дороги. А 29 июля 1963 года прошла сбойка последнего на трассе Крольского тоннеля, на остальных тоннелях к концу года также были завершены строительные работы.

И вот в 1965 году на территории Красноярского края, частично республики Хакасия и Иркутской области появился новый транспортный путь — «Трасса мужества» в честь героической экспедиции.

 

Алёна Важенина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *