Приходы Русской Православной Церкви в Красноярском крае в 1940–1950-е годы

8

Мария Викторовна Сентябова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

Статья посвящена вопросам существования приходов Русской Православной Церкви на территории Красноярского края во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг. в условиях жесткого контроля со стороны советской власти. Идеологическая основа советского государства предполагала отсутствие в обществе религиозных отношений. Это вызывало двойственное положение Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Признавая за Православной Церковью «право на существование», в то же время государство стремилось максимально ограничить ее деятельность, используя как методы прямого воздействия в виде изменения условий существования религиозной организации путем регулирования законодательной базы, так и схемы косвенного давления посредством усиления неофициального влияния на организационные и хозяйственные структуры

Жесткая антирелигиозная политика советской власти в 1920-е–1930-е гг. привела к практически полной ликвидации официальных церковных структур на большей части Советского Союза. К началу 1940-х гг. легальная организованная церковная жизнь в Красноярском крае находилась в состоянии упадка. Приходы бывшей Енисейской епархии были преобразованы в девять епархий, из которых только три – Красноярская, Минусинская и Ачинская, — подчинялись Московскому Патриархату. Большинство служителей церкви находились под арестом, либо были вынуждены уйти за штат или на покой. С 1926 г., после ареста епископа Красноярского и Енисейского Амфилохия (Скворцова, в 2000 г. прославлен в лике святых) руководство епархией осуществляли временно управляющие архиереи. После ареста в 1937 г. последнего временно управляющего епархией епископа Сергия (Куминского) епископская кафедра оказалась вакантна.

К 1940 г. практически все православные храмы, часовни и молитвенные дома на территории Красноярского края были закрыты и переданы в ведение местных Советов. Как минимум 60 недействующих церковных зданий были заняты под ссыпку зерна, 62 переоборудованы под склады, мастерские и другие промышленные и хозяйственные помещения, в 143 разместились избы-читальни, сельские клубы, дома культуры и другие культурные, образовательные и административные учреждения. Не менее 35 храмов стояли пустыми и заброшенными, остальные были разобраны или переоборудованы настолько, что полностью потеряли вид церковного здания [1, Лл. 1–19; 5, Лл. 1–46].

Однако с началом Великой Отечественной войны ситуация в религиозной жизни Красноярского края начинает меняться. Причиной этого послужили два взаимосвязанных фактора. Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война серьезно сказалась на жизни миллионов советских людей. Ежедневный тяжелый труд в колхозах и на оборонных предприятиях, горечь утрат и расставаний, страх за близких – все это заставляло людей искать утешения в вере. В 1942–1943 г. в православных церквях на всей территории Советского Союза наблюдается существенное увеличение числа прихожан. В некоторых районах и областях страны начинают открываться, часто нелегально, закрытые ранее церкви [14, С. 36–55]. Естественно, Красноярский край не мог остаться в стороне от этого процесса.

Другим фактом, сильно повлиявшим на религиозную жизнь края, стал переезд в Красноярск архиепископа Луки (канонизирован РПЦ в 2000 г.), известного в миру как хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкого. Доктор медицины, в прошлом – профессорСреднеазиатского государственного университета, Валентин Войно-Ясенецкий в начале 1920-х гг. принял постриг с именем Лука. С 1937 г. он находился в ссылке в пос. Большая Мурта Красноярского края, но в октябре 1941 г., в связи с организацией службы эвакогоспиталей был переведен в Красноярск, назначен консультантом местного эвакопункта, включавшего в себя все госпиталя края, а так же начальником отделения корпуса № 2 эвакогоспиталя № 1515.

27 декабря 1942 г., после окончания срока ссылки, архиепископ Лука был назначен Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием на пустующую красноярскую кафедру [10, С. 77–78]. С этого момента можно говорить о постепенном восстановлении бывшей Енисейской, а теперь Красноярской епархии. Первый православный храм открывается в г. Красноярске в конце февраля — начале марта 1943 г. Была достигнута договоренность с городскими властями об открытии еще одной, Покровской церкви,однако этот вопрос был отложен почти на год [12, С. 136].

В январе 1944 г. в связи с передислокацией эвакогоспиталей на запад архиепископ Лука получил назначение на Тамбовскую кафедру и покинул Красноярск. Временное управление епархией было поручено архиепископу Новосибирскому и Бердскому Варфоломею (Городцову), который в те годы был фактически единственным правящим архиереем в Западной Сибири [9, С. 129]. В 1947 г. Красноярская епископская кафедра была переведена в разряд викарных. Однако уже в 1949 г. Красноярский епископ Иоанникий (Сперанский) был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений – М.В.). «Вина» епископа заключалась в том, что он «спровоцировал» школьницу, дочку коммунистки «преподнести от имени пионеров» торт правящему архиерею митрополиту Варфоломею [15, С. 345]. Несмотря на очевидную смехотворность повода, в августе того же года Иоанникий был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере [11]. Новых назначений на Красноярскую епископскую кафедру сделано не было. Православные приходы Красноярского края вошли в Новосибирскую епархию в качестве Красноярского благочиния, сохранив при этом значительную долю самостоятельности.

В то же время, изменения в количестве действующих на территории края православных церквей, происходившие на протяжении второй половины 1940-х гг., показывают, что процесс восстановления религиозной жизни в Красноярском крае шел достаточно быстрыми темпами. К середине 1948 г. в крае было официально зарегистрировано 20 православных приходов, из которых 8 размещались в городах (2 – в Красноярске) и 12 — в сельской местности. Стоит учесть, что потребность населения в храмах была гораздо выше: что на протяжении 1944–1946 г. верующими Красноярского края было подано 72 ходатайства об открытии православных храмов, из которых большинство были отклонены [2, Л. 1; 3, Л. 1]. Заявления об открытии церквей подавали преимущественно люди старшего возраста: до 70% подписавших под заявлениями находились в возрасте старше 50 лет. Большинство из них составляли женщины, чаще всего колхозницы и домохозяйки [3, Лл. 18, 31; 4, Лл. 2, 18, 31]. Выступая инициаторами создания общины, они в дальнейшем определяли весь строй приходской жизни, поскольку в условиях господствовавшего в советские годы негативного отношения к религии далеко не все верующие рисковали открыто проявлять свою приверженность православию. Поэтому в число заявителей входили, как правило, самые активные прихожане, те, кто не мог представить свою жизнь без Церкви. Именно они являлись образцом поведения для остальных членов прихода как наиболее деятельные, энергичные и в то же время «сведущие» в канонах православной веры.

Массовое возобновление деятельности распущенных ранее религиозных общин поднимало вопрос об осуществлении духовного и канонического руководства вновь открытыми приходами. В Красноярском крае эта проблема стояла особенно остро, поскольку за время борьбы с религией 1930-х гг. большинство православных священнослужителей бывшей Енисейской епархии были репрессированы, удалены за пределы края или выведены «за штат». Фактически единственным источником для замещения пустующих мест настоятелей церквей и диаконов становятся священнослужители, отбывавшие ссылку на территории Красноярского края, а также священники, находящиеся на покое. Типичной чертой биографий священнослужителей Красноярской епархии являлись факты их ареста или ссылки. Из 35 церковно- и священнослужителей, зарегистрированных уполномоченным Совета по делам Русской Православной церкви (СД РПЦ), к январю 1949 г. 24 человека имели судимость, большинство из них – по статье 58–10 [4, Л. 41]. Бывали и случаи, когда священническую службу в храме нес человек, в этот момент отбывающий ссылку [10, С. 100].

Таким образом, управление религиозными общинами Православной Церкви в Красноярском крае в 1940-е–1950-е гг. осуществляли люди, чье духовно-нравственное формирование проходило в основном в дореволюционные годы, а отношение к советской власти определилось во время репрессий 1920-х–1930-х гг. Характерным качеством умонастроений значительной части приходского духовенства было достаточно враждебное отношение к религиозной политике советского государства [2, Л. 4; 3, Л. 40; 4, Л. 19].

В то же время, как показывает приведенная выше ситуация с арестом Красноярского епископа Иоанникия, советское государство, формально признавая необходимость существования Русской Православной Церкви, одновременно вовсе не желало оставлять попытки искоренения «религиозных предрассудков». Уже в конце 1940-х гг. в государственной политике по отношению к Русской Православной Церкви начинают проявляться некоторые изменения. Действия и СД РПЦ, и его уполномоченных на местах подвергаются партийной критике. В июле 1950 г. бюро Красноярского краевого комитета ВКП (б) освободило от должности уполномоченного СД РПЦ по Красноярскому краю П. Гусева за «неправильную позицию защиты церковников и помощи им». В постановлении указывалось, что Гусев не стремился к сужению деятельности православного духовенства, «не использовал своих прав и не закрывал церкви» и т.д. [13, Л. 174]. Стоит отметить, что председатель Совета по делам РПЦ Г. Карпов

выступал с защитой Гусева, оценивая его действия как находящиеся в русле общей политики СД РПЦ. Однако ЦК ВКП (б) поддержал решение Красноярского крайкома, что еще раз подтверждает тезис об ужесточении партийной позиции по отношению к Русской Православной Церкви.

На рубеже 1940-х–1950-х гг. в Красноярском крае наблюдается полное прекращение приема уполномоченным СД РПЦ ходатайств об открытии новых церквей. Число действующих православныхцерквей в Красноярском крае сокращается — с 19 в 1949 г. до 16 в 1951 г. [4, Л. 16; 6, Л. 108; 7, Лл. 1 об.–5]. Показательным является пример приходской общины церкви св. Александра Невского в г. Иланском. Приход после настоятельных просьб верующих был зарегистрирован в июле 1948 г., и уже с 30 сентября того же года церковь начала функционировать. Однако меньше чем через год, 16 сентября 1949 г. настоятель церкви был снят с регистрации, а сам храм – опечатан. В дальнейшем ни личные обращения верующих, ни заявления и жалобы, подаваемые приходской общиной г. Иланского в 1950– 1955 гг. в адрес уполномоченного, исполкома краевого совета КПСС, Совета по делам Русской Православной Церкви, Совета Министров СССР, не смогли никак повлиять на ситуацию. Добиться восстановления прихода не удалось [6, Лл. 96–102; 8, Лл. 1–4]. Многократные просьбы верующих о возобновлении работы закрытых в 1950 г. церквей в Дзержинском и Сухобузимском районах Красноярскогокрая, вызвавшие большой резонанс и дошедшие до председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова и Патриарха Алексия, красноярским уполномоченным были фактически отвергнуты [6, Лл. 96–106]. И хотя для большинства прихожан Русской Православной Церкви рубеж 1940–1950-х гг. следует признать достаточно спокойным, начало новой волны антицерковных гонений было лишь делом времени.

Библиографический список

  1. Государственный архив Красноярского края (далее — ГАКК), Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 65.
  2. ГАКК. Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 69.
  3. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 89.
  4. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 103.
  5. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 107.
  6. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 113.
  7. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 115
  8. ГАКК, Ф.Р. 2384. Оп. 1. Д. 136.
  9. Горбатов, А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940–1960-е годы. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.
  10. Малашин, Г.В. Судьба Церкви — в судьбе храма: Очерки по истории красноярского Свято-Троицкого собора. Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», Издательско-полиграфический комплекс «Платина», 2008.
  11. Мартиролог Сп-Ср. [Электронный ресурс] // Сайт: «Красноярское общество «Мемориал». — Режим доступа: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/sp_sr.htm.
  12. Сибирские Владыки. Книга 2. Искупление. — Красноярск:«Красноярское Воскресение», 2006.
  13. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИ КК). Ф. 26. Оп. 22. Д. 1. Л. 174.
  14. Шкаровский, М.В. Русская православная церковь в 1943–1957 годах // Вопросы истории. — 1995. — № 8.
  15. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *