Слава зодчим

sajt-9

Путь краевой столицы в истории можно проследить по-разному. Например, «рассказчиками» могли бы стать здания, известные целым поколениям красноярцев. И речь идет не только о церквях или старинных особняках.

Сейчас для нас они словно старые знакомые, привычные маяки среди людского моря самого восточного города-миллионера России. Но когда-то все эти здания были лишь проектами на бумаге, и их создателям пришлось пережить немало волнений и приложить еще больше сил, чтобы горожане смогли увидеть их детища.

Об архитекторах, создавших тот Красноярск, который мы знаем, и пойдет речь в этом материале.


Петр Алексеевич Шаров (1799–1846)

Выходец из семьи уральских крепостных крестьян стал одним из первых крупных архитекторов, живших и трудившихся в Красноярске.

Хозяйкой семьи Шаровых была графиня Софья Строганова, известная меценатка, заботившаяся о своих крепостных. Она и оплатила талантливому юноше учебу в Петербургской академии художеств. Впрочем, окончить учебу Петру Алексеевичу не удалось — из-за императорского указа, разрешившего в 1817 году учебу в учреждении только своим свободным подданным.

Приглашение Шарова в Красноярск в 1827 году стало одной из многих добрых инициатив первого енисейского губернатора Александра Степанова. Сам Степанов спустя пять лет будет вынужден оставить Сибирь, однако Петр Алексеевич, женившись на местной казачке, свяжет с нашим городом всю свою жизнь.

Исполняя обязанности губернского архитектора, Петр Алексеевич, подобно своему начальнику, побывал во многих городах и селах Приенисейской Сибири, оставив там свой архитектурный «след». По его проектам были построены Александро-Невский придел к Успенскому собору города Енисейска — яркий образец «сибирского барокко»; многие церкви, административные здания и особняки в Красноярске, Ачинске, селах Бараитское и Белый Яр.

troicky_krsk

Но обессмертила имя Шарова другая работа — возведенный в классическом стиле Свято-Троицкий собор на втором городском кладбище за рекой Кача. Возвышающаяся над левобережной частью Красноярска церковь оставалась, за исключением короткого промежутка с 1939 по 1947 годы,  одним из двух городских храмов краевой столицы, действовавшим после времен «воинствующего атеизма».

К большому сожалению, Петр Алексеевич не дожил до окончания строительства своего главного архитектурного детища, и стал одним из первых, кто нашел упокоение на Троицком кладбище. Главный придел собора был освящен спустя два года.


Максимилиан Юрьевич Арнольд  (1838–1897)

Жизнь потомка обрусевшего немецкого рода была насыщенной и полной непредсказуемых оборотов: чего стоит тот факт, что здания, построенные по проектам Арнольда, ныне стоят в самых разных городах бывшей Российской империи: Чите, Томске, Севастополе, Тарту (современная Эстония)…

Небезынтересно и участие Максимилиана Юрьевича в установке знаменитого шпиля Петропавловского собора в родном Санкт-Петербурге. Помимо зодчества, Арнольд занимал различные административные посты, писал научные статьи, был мировым судьей в Забайкалье, а в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов отвечал за строительство лазаретов в тылу императорской армии.

ped-univer

В Красноярске должность городского архитектора Максимилиан Юрьевич занимал менее двух лет: с 1883 по 1884 года, но в тот важнейший для городской архитектуры период, когда губернскую столицу фактически отстраивали заново после разрушительного пожара в марте 1881 года.

За это время Арнольдом были спроектированы три исторических здания центральной части Красноярска: Женской прогимназии (сейчас — корпус Красноярского государственного педагогического университета по адресу пр. Мира, 83), Мужской гимназии (современный корпус Сибирского федерального университета по адресу ул. Ленина, 70) и торговый дом Гадаловых, где впоследствии разместится первый красноярский кинотеатр (пр. Мира, 88).


Леонид Александрович Чернышев (1875–1932)

«Чернышев много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь», — писал близко знавший архитектора Василий Суриков.

Примечательно, что в отличие от многих других для Красноярска Леонид Александрович не был «варягом»: он родился в селе Сухобузимское, в 70 километрах от столицы тогдашней Енисейской губернии. Получив образование в учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, молодой архитектор вернулся, чтобы применить приобретенные знания с пользой для земляков.

photo-12940584264

Сейчас из наследия Леонида Александровича чаще всего вспоминают выполненное в древнеегипетском стиле здание Краеведческого музея, ставшее в начале ХХ века настоящим культурным шоком для современников. Даже первый народный комиссар просвещения Советской России Анатолий Луначарский, сам не чуждый духу экспериментаторства, побывав в Красноярске, отмечал: «кажется, что этот музей-храм немного зябнет у сварливых льдов седого Енисея».

Тема Древнего Египта вообще прошла красной нитью через все творчество Чернышева. Например, фронтон Доходного дома (современное здание по адресу Мира, 98) украсили диковинные для Сибири сфинксы. Впрочем, по проектам мастера строились и менее экзотичные объекты, во многом определяющие облик Красноярска и по сей день: например, Купеческий клуб в псевдорусском стиле (пр. Мира, 71).

Невоплощенные же при жизни проекты Чернышева оказались востребованы потомками: это, в первую очередь, относится к освященному год назад храму в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при Успенском монастыре, одной из красивейших церквей нашего города.

i28


Мирон Иванович Мержанов (1895–1975)

Перипетии судьбы этого архитектора поражают своей непредсказуемостью: в Гражданскую войну он успел послужить в войсках генерала Деникина, но затем счастливо избежал репрессий по отношению к бывшим белогвардейцам в уже Советской России и продолжил заниматься профессиональной деятельностью.

Более того, в 30-е годы Мержанов сделал, казалось бы, головокружительную карьеру: благодаря дружбе с народным комиссаром обороны Климом Ворошиловым он стал личным архитектором у самого Иосифа Сталина; именно по проектам Мирона Ивановича возводились резиденции «вождя народов» в Подмосковье и на Кавказе. Интересно, что архитектор принимал участие и в разработке дизайна Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Однако в военные годы Мержанов вместе с членами семьи был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1954 году архитектор был освобожден из заключения с переводом на бессрочную ссылку в Красноярске (впрочем, через два года его полностью реабилитируют).

12_medakademiya

За шесть лет работы в нашем городе Мирон Иванович стал автором краевого Дома Советов на площади Революции (современное здание Правительства края), главного корпуса Красноярского Медицинского института (ныне — Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого) и ряда других зданий. В их облике прослеживался отход от насаждавшегося ранее «сталинского ампира» в сторону более легкого конструктивизма.

Особенно отчетливо эта тенденция отражена в здании Дворца культуры 1 мая, ставшей одной из первых архитектурных достопримечательностей красноярского Правобережья.

Виталий Владимирович Орехов (1937–2014)

Уроженец Тулы оказался в нашем городе сразу после окончания Ленинградского государственного архитектурно-строительного университета: уговорили присутствовавшие на защите дипломной работы красноярские инженеры, которые пообещали выпускнику, что на берегах Енисея ему дадут возможность реализовать свои планы.

И эти обещания не разошлись с делами; правда самые значимые работы мастера связаны не столько с берегами Енисея, сколько с островом Отдыха. Своим нынешним спортивным обликом этот участок суши обязан именно Виталию Владимировичу. По его проектам в 60-х – 80-х годах были возведены и Дворец спорта «Енисей», ныне носящий имя Ивана Ярыгина, и стадион «Центральный», и Дом спорта имени Михаила Дворкина.

sajt-1

Строительство спортивных сооружений на острове посреди Енисея, уровень которого до появления Красноярской гидроэлектростанции был много выше современного, было сопряжено со множеством трудностей. Например, строящийся «Центральный» в 1966 году был полностью затоплен  во время наводнения, но, благодаря стараниям строителей, был сдан в срок. Более того, с этим проектом Орехов в 1969 году выиграл Всесоюзный конкурс молодых архитекторов.

По планам Виталия Владимировича был реконструирован стадион «Локомотив», построен Краевой дворец пионеров и возведен ряд других зданий. Нельзя не сказать, что именно этим архитектором был разработан  и амбициозный проект недостроенного 30-этажного небоскреба на Стрелке, тоже ставшего своеобразной достопримечательностью нашего города.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *