Самый чистый день в году

Страстная седмица — совершенно особое время в православном календаре. В последнюю перед Пасхой Христовой неделю Церковь  вспоминает деяния и проповеди Спасителя непосредственно перед страданиями на кресте и Своим Воскресением. Каждый день этой седмицы — особенный, но четвертый, по-своему, «особеннее» остальных других.

Почему? Потому что этот день напоминает сразу о двух событиях, без которых едва ли можно понять суть христианского вероучения: Тайную вечерю и молитву Христа в Гефсиманском саду. Без преувеличения, одних их достаточно для того, чтобы понять сложную Богочеловеческую природу Христа.

На Тайной вечери — последней трапезе со своими двенадцатью ближайшими учениками — Иисус Христос проявляет больше свое Божественное начало. Он преподает заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы Церкви и всего мира. Наконец, Спаситель устанавливает Таинство Евхаристии — Святое Причастие: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Так что причащение Святых Христовых Таин и сегодня, в XXI веке, — это словно участие в той исторической трапезе почти двухтысячелетней давности.

Молитва же в Гефсиманском саду больше открывает нам человеческое начало во Христе. «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»
(Мк.14:35–36). Спаситель по-человечески боится смерти, но просит Отца твердости в принятии неизбежного. В принятии того, что Он добровольно выбрал сам.

Напоминанием об этих двух важнейших евангельских сюжетах в церковной жизни служат утренняя Литургия Василия Великого и вечернее чтение Двенадцати Евангелий Святых Страстей Христовых. Предстоятели Поместных Церквей в этот день обыкновенно освящают миро, а архиереи за Литургией — совершают чин омовения ног по образцу самого Христа, омывшего ноги апостолам в Тайную вечерю.

Исторически Чистый четверг был сопряжен со множеством народных обычаев. Некоторые из них являлись очевидными рудиментами языческих верований, и со временем их удалось изжить (традиции приносить домой «молодой огонь» из храма, «греть покойников» на кладбищах и т.д.).  Другие — можно назвать безобидными и непротиворечащими христианскому вероучению:  например,  обычай убирать дома и квартиры в этот день. Но стоит помнить, что суть четверга Страстной седмицы состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению.

 

 

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *