В каком-то смысле этот день (последний воскресный перед Пасхой) — самый парадоксальный изо всех торжеств Церкви. Действительно, что мы вспоминаем в Вербное воскресенье — Вход Господень в Иерусалим?
За неделю до Пасхи Иисус Христос вошел в Иерусалим (Ин 12:1-18), а люди радостно Его встречали — с пальмами в руках (в русской традиции по естественным причинам их заменят на вербы), будто героя-полководца или царя. Но разве Спасителя не ждут всего через несколько дней после этого предательство Иуды, арест и крестные муки? И разве не эти же люди будут радоваться казни Христа?
Здесь и кроется удивительное внутреннее противоречие праздника Входа Господня в Иерусалим. Удивительно противоречиво, прежде всего, само это историческое событие. Иудеи видели во Иисусе героя, народного лидера — Мессию, который бы освободил их страну от римского владычества, вернул бы некогда Богом избранному народу его былое величие.
Христос, казалось бы, на эту роль подходил идеально: все были наслышаны о Его чудесах; хотя бы о том, что днем ранее Иисус воскресил умершего жителя городка Вифания по имени Лазарь. Такому могущественному чудотворцу подвластна даже смерть — выходит, что любая земная власть (даже римская) вообще для него не страшна, — должно быть так рассуждали в те дни простодушные жители Иудеи.
Но Спаситель не был ни полководцем, ни царем. А иначе бы стал Он входить в Иерусалим в такой день не на великолепном боевом коне, а на обычном ослике? Иисус Христос был равнодушен к политике и земным делам вообще — Его заботило «всего лишь» спасение душ людей, чего большинство современников понять не смогли. Господь, конечно же, не стал поднимать никакого антиримского восстания. Поэтому и понятно разочарование жителей Иерусалима в несостоявшемся герое-освободителе и, вообще, всё поведение в дальнейшие дни.
Осознать всю «праздничность» Входа Господа в Иерусалим можно только лишь понимая всё значение Пасхи Христовой. Вербное воскресенье — это, в первую очередь, «врата» на пути к Светлому Воскресению Спасителя. Так же этот день — нелишнее напоминание о том, что сама по себе вера во Христа не сулит достижения земных целей и не гарантирует никаких быстрых результатов.
Потому и неслучайно, что следующие дни до Пасхи — Страстная седмица — в календаре Православной Церкви являются временем самого строгого поста и напряженной внутренней работы. Только через них можно постичь всю Пасхальную радость.
(по материалам статьи «Праздник в пасхальной перспективе» из сборника «Праздники, которые всегда с тобой: о православных праздниках и святых»)