Архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) в нашем крае давно считают «своим» святым. Здесь он дважды пребывал в ссылках и возрождал, казалось, раз и навсегда уничтоженную церковную жизнь. Именно на берегах Енисея святитель и выдающийся хирург написал свой главный труд «Очерки гнойной хирургии» и спасал жизни и здоровье сотен красноармейцев в эвакогоспиталях.
Однако земной путь этого удивительного человека сопряжен со многими городами на территории теперь уже разных государств. И каждое новое место словно служило новой ступенькой к его конечному обретению святости. Гордясь красноярскими главами в биографии владыки Луки, мы обязаны помнить и о тех, что святой «написал» за тысячи километров от нашего города.
- Киев
Сюда семья Войно-Ясенецких переехала жить в 1889 году, когда будущему святителю было12 лет. Здесь же молодой Валентин Феликсович определился с выбором светской профессии. Несмотря на выдающиеся художественные способности, он решил стать медиком («Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — не без доли иронии будет вспоминать Войно-Ясенецкий позднее).
При этом молодой хирург после выпуска из стен Киевского университета (в 1903 году) решает быть не просто врачом, но — земским, «мужицким» по собственному выражению. Он, несмотря на явные успехи в учебе, добровольно отказывается от научной карьеры в пользу жертвенного служения людям. Так что, без преувеличения, верность евангельским истинам святитель Лука заложил еще здесь, в юные годы.
- Чита
В забайкальском городе Валентин Войно-Ясенецкий прожил не так долго: здесь он работал в 1904–1905 годах, во время Русско-японской войны. Здесь он заведовал хирургическим отделением госпиталя в Чите и лично выполнял сложнейшие операции, спасая жизни раненых в боях с противником.
В Чите же будущий архиепископ познакомился и женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, ставшей на многие годы не только преданным спутником жизни, но и неоценимым помощником во врачебной практике.
- Ардатов
Небольшой городок в Тамбовской губернии стал первым в веренице подобных местечек, где Валентин Феликсович (в 1905) работал земским врачом в последние мирные годы в истории царской России. Затем были Фатеж (современная Курская область), Романовка (современная Саратовская область), Переяславль-Залесский (современная Ярославская область).
Ардатов в биографии святителя Луки примечателен тем, что именно здесь хирург прочел труд немецкого ученого Генриха Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». Это стало толчком для последующих многолетних трудов Войно-Ясенецкого по развитию и применению местного наркоза.
Занятия наукой сочетались с нелегкой практикой земского врача. Валентин Феликсович трудился по 14–16 часов в сутки, ежедневно объезжал все окрестные сёла, не делая различий между бедными и богатыми, знатными и незнатными пациентами.
- Ташкент
В 1917 году Войно-Ясенецкий из-за проблем со здоровьем у жены решает переехать вместе с семьей на юг, в зону теплого климата. Выбор пал на город Ташкент (ныне столица Республики Узбекистан), где как раз была вакантной должность главного врача в местной больнице. К тому моменту Валентин Феликсович был уже весьма крупной фигурой в отечественной медицине, автором популярного среди врачей труда «Регионарная анестезия».
В Средней Азии будущего святителя и застали Октябрьская революция и начавшаяся вскоре Гражданская война. Уже в 1919 году Валентин Войно-Ясенецкий едва не стал одной из многих жертв «красного террора»: недоброжелатели донесли чекистам, что он укрывал и лечил раненого офицера, участвовавшего в антисоветском мятеже. Доктора немедленно арестовали (прямо во время новой операции) и могли расстрелять без суда и следствия, но дело спас случай:на месте случайно оказался знакомый будущего святителя, занимавший крупный пост среди ташкентских большевиков. Войно-Ясенецкий сразу же вернулся в больницу и дал распоряжение готовить очередных больных к операциям — будто ничего и не случилось.
В этом же несчастливом году из жизни уходит супруга хирурга. Через некоторое время после личной трагедии Валентин Феликсович принимает решение стать священником по предложению епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия. В конце 1920 он был рукоположен во диаконы, а 15 февраля 1921 года, в двунадесятый праздник Сретения Господня — во иереи.
Здесь же его будут ждать первые аресты и обвинения в «контрреволюционной деятельности», сюда же он в 1926 году вернется жить после первой ссылки на берега Енисея.
- Архангельск
Спустя четыре года — в мае 1930 года — владыку Луку арестовали по обвинению в мнимой причастности к убийству жившего в Ташкенте ученого-биолога Ивана Михайловского. В действительности Михайловский помешался рассудком после смерти сына, и, в конечном счете, покончил жизнь самоубийством. Вся вина же святителя состояла в том, что он документально подтвердил факт психического расстройства Ивана Петровича по просьбе его супруги — дабы можно было похоронить несчастного по церковному обряду.
В конце концов, его приговорили к четырем города ссылки в Архангельской области. Вторая ссылка, по воспоминаниям самого святого Луки, была самой легкой. Ему позволяли трудиться как врачу, благодаря своей квартирной хозяйке Вере Михайловне Вальневой, он познакомился с народными методами лечения гнойных болезней.
Небезынтересно, что во время второй ссылки святителя вызывали в Ленинград, где лично первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров предлагал возглавить научную кафедру в Ленинградском государственном университете в обмен на отказ от священного сана, однако это и ряд других подобных предложений были решительно отклонены.
После второй ссылки епископ вновь решил вернуться в Среднюю Азию, однако там его ждало лишь новое сфабрикованное уголовное дело и новая ссылка в Красноярский край…
- Тамбов
В феврале 1944 году, в связи с жалобами на плохое состояние здоровья, власти разрешили к тому времени уже архиепископу Луке вернуться из Сибири в европейскую часть России.
В Тамбове, как и в Красноярске, святитель совмещал работу врача, ученую деятельность и архипастырское служение. Он добивался восстановления закрытых храмов, рукополагал достойных прихожан во диаконы и священники, увеличив за два года количество действующих приходов на территории Тамбовской епархии с 3 до 24.
Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для нужд фронта было перечислено более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей.
Именно в Тамбове владыка был награжден сразу несколькими церковными и светскими наградами, самой почетной из которых бесспорно стала Сталинская премия I степени.Полученные 200 000 рублей архиепископ Лука передал на благотворительность.
- Симферополь
Последние полтора десятителетия в жизни святителя Луки выдались, пожалуй, самым спокойным ее периодом. Он восстанавливал церковную жизнь в Крыму, работал над своими научными трудами, читал лекции, делился своим богатейшим хирургическим опытом с молодыми врачами.
В 1955 году владыка ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…»
Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. Множество людей пришло проводить в последний путь своего архиерея. До самого кладбища путь был усыпан розами. Медленно, шаг за шагом процессия продвигалась по улицам города. Три километра от собора до кладбища люди несли на руках своего Владыку в течение трех часов.