Победа на Куликовом поле, становление Московской Руси и окончательный крах золотоордынского ига навсегда вошли в отечественной историю как одни из важнейших ее вех. Потому и совсем не случайно, что многие из их зиждителей не только получили заслуженную похвалу от светских историков, но и прославлены Церковью в лике святых. Это и благоверный великий князь Димитрий Донской, и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Александр Пересвет, и преподобная Евфросиния Московская…
За этими именами немного теряется другая, не менее значимая как для церковной, так и для общегосударственной истории Руси личность — святителя Московского и всея России чудотворца Алексия (ок. 1300–1378). При жизни он, впрочем, носил титул Митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть их на таком символическом уровне.
Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внес свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.
Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от вооруженных экспедиций в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных… Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.
Святой, конечно же, не увидел при жизни ни окончательного падения ига (оно, как известно, произойдет лишь спустя столетие), ни открывшей путь к нему победы на Куликовом поле. Даже первая крупная победа русского оружия над золотоордынцами в битве на реке Воже состоится в августе 1378 — уже спустя полгода после кончины митрополита Алексия.
Но осознание того, что эти и многие другие достижения были бы не возможны без кропотливых, самоотверженных и внешне незаметных трудов святителя, было неоспоримым для современников. Потому и абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.