В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел двадцать третий выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Об архиепископе Павле (Павловском), управлявшем Красноярской епархией с 1931 по 1933 год, в последнем в уходящем году эфире рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Рассказывая об архипастырях Красноярской земли прошлого века, мы вплотную подошли к тем владыкам, что несли свой крест в годину пика гонений на Церковь — 1930-х годах.
Герой прошлого выпуска нашей программы — архиепископ Мелхиседек (Паевский) — стал единственным иерархом тех лет, несшим служение в Красноярске, который не принял насильственной смерти, отойдя ко Господу, как вы помните, во время Литургии. А его преемников ждала куда более тяжелая участь…
Шел 1931 год. После ухода из жизни этого иерарха Красноярская кафедра оставалась без управляющего более двух месяцев. Наконец, 11 августа в Красноярск прибыл новый архиерей, — рассказывает главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.
ГМ: Владыку Мелхиседека сменил епископ Павел (Павловский). Он нес архипастырское служение на берегах Енисея около двух лет, вплоть до июня 1933 года, — в канун новой волны антицерковных репрессий. Этот владыка тоже был, если так можно сказать, иерархом старой закалки, получившим духовное образование и возведенным в священный сан еще до октябрьской революции.
В годы Гражданской войны он нес служение в Архангельской епархии, был там викарием. И уже тогда он наверняка осознал, как изменилась страна, какими стали люди вокруг него, и какую цену придется заплатить за верность Христу, за верность евангельским идеалам.
Те земли, русский Север, Поморье, в годы войны поддержали Белое движение. Советская власть придет туда только в январе 1920 года, и епископ Павел окажется в числе тех, кто будет незамедлительно арестован и приговорен новым режимом к расстрелу, который в последний момент заменили тюремным сроком.
ДВ: Однако, накануне этих трагических событий, в Архангельске случилось чудо.
3 августа 1919 года семеро детей в возарсте от 10 до 14 лет – Галя и Оля Зеленины, Емилия, Валя и Витя Перешнёвы, Сережа Попов, Юля Киселева – из двора дома № 135 по Новгородскому проспекту наблюдали на небе Пресвятую Богородицу. Ребятишки рассказали об этом родителям, затем настоятелю местного Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову, а уже тот засвидетельствовал их рассказ епископу Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим».
Было проведено тщательное расследование, составлен акт, где подробно описывалось то, что увидели ребята. Царица Небесная «простирала обе руки вперед ладонями вниз и покрывала город. На коленях Её сидел младенец Христос. Он часто двигал руками, а потом сделал движение правой рукой, как благословляют. Всё это происходило в просвете между облаками. Видение продолжалось около получаса и затем постепенно стало исчезать; на его месте осталась голубая светлая полоса». Известие о явлении Царицы Небесной было помещено в «Архангельских епархиальных ведомостях».
Многие горожане надеялись на то, что это знак победы над безбожниками-большевиками. Однако, зимой 1919–1920 гг. Красная армия берет Архангельск. Советские власти стали преследовать всех неугодных, добрался черед и до детей, свидетельствовавших о явлении Божией Матери. Соответственно священника Михаила Попова обвинили в том, что он якобы подговорил ребятишек выдумать рассказ и осудили на три года лишения свободы. Попал под арест и владыка Павел.
Верующим архангелогородцам стало ясно: Пресвятая Богородица, явившись в северном небе, не возвещала о победе над безбожниками, но призывала православных быть стойкими и хранить веру в грядущих безбожных пятилетках…
После пяти лет тюрьмы владыка Павел Павловский заступил на Уральскую епископскую кафедру, а затем — в 1929-ом году — был направлен нести служение в Челябинск, — рассказывает историк церкви Геннадий Малашин.
ГМ: В 20-е и 30-е годы у между Челябинской и Красноярской епархиями установилась любопытная связь. В это время сразу четыре иерарха успели побыть как правящими архиереями, так и викарными епископами на Южном Урале, и в Приенисейской Сибири.
Помимо героя нашей передачи это и архиепископ Назарий (Андреев) (управляющий Красноярской епархией в 1917–1922 годах, управляющий Челябинской епархией в 1928 году), и епископ Антоний (Миловидов) (управляющий Красноярской епархией в 1933–1934 годах, епископ Омский и Челябинский в 1935–1937 годах), и епископ Дионисий (Прозоровский) (управляющий Челябинской епархией в 1919–1926 годах, архиепископ Ачинский и Минусинский в 1934 году). Но о них мы еще расскажем позже.
А епископ Павел (Павловский) (в 1933 его возводят в сан архиепископа) после двух лет на красноярской кафедре был переведен в соседнюю Иркутскую епархию. Там его за заслуги в нелегком служении в Сибири заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) наградит архипастыря бриллиантовым крестом на клобук.
Там же его и арестуют сотрудники НКВД: по одним данным, архиепископ скончается от побоев и пыток, по другим данным, его незаконно расстреляют. Хотя о каком законе — применительно к тем временам — можно говорить вообще…
А возвращаясь к личности упомянутого выше епископа Дионисия (Прозоровского), надо сказать, что он будет арестован по тому же уголовному делу, что и владыка Павел. В обвинительном заключении будет указано, что в 1933 году в Иркутске ими была создана «контрреволюционная монархическая организация» с целью «свержения советской власти при помощи иностранных интервентов и восстановления монархии во главе с великим князем Кириллом Романовым».
Причем одной из задач «разоблаченной организации» под руководством двух архиереев было объединение своих «сил» в вооруженной повстанческой борьбе с правотроцкистами. А первый ущерб советской власти «заговорщики-церковники» начали наносить тем, что платили меньше налогов, саботировали антирелигиозную пропаганду, создавали условия для открытия новых церквей и т.д.
Такие вот совершенно абсурдные обвинения, полностью выдуманные «уголовные дела» влекли за собой совершенно реальные смертные приговоры. Современному верующему трудно понять весь ужас 30-х годов ХХ века. Любые попытки епископов и священников препятствовать закрытию действующих храмов, добиваться возобновления богослужения в уже закрытых ранее или просто хоть как-то осадить воинствующих атеистов, — всё это воспринималась не просто как что-то нелепое, но как непосредственный материал для возбуждения уголовного дела.
Но такие владыки, как епископ Павел, были не просто верны Христу и евангельской проповеди. Они до последних мгновений своих жизней пытались хоть как-то сохранить Церковь, стремились не дать ей погибнуть.
Конечно, православные иерархи не могли не знать слов: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Они были исполнены подлинного небесного света в то мрачное время торжества безбожия и поругания всего святого. Я уверен, что владыка Павел, как и другие иерархи тех лет, стоят и сейчас на Небесах у Престола Божиего и молятся за многострадальную сибирскую землю, молятся за всех нас.
ДВ: На Красноярской же кафедре владыку Павла сменяет новый архипастырь — епископ Антоний (Миловидов). Впрочем, ему предстояло управлять епархией очень короткий промежуток времени — длиной менее чем в год. Но это тема уже для другой программы. До новых встреч!