— 36 лет назад на экраны СССР вышел легендарный фильм «Москва слезам не верит»
11 февраля 1980 года состоялся первый показ по телевидению мелодрамы «Москва слезам не верит» — будущего лауреата премии американской Академии кинематографических искусств и наук (более известной как «Оскар») в номинации «Лучший иностранный фильм».
О том, что кинолента станет одним из культовых советских фильмов и получит широкое признание за рубежом, изначально не мечтали даже ее создатели. Говорят, что молодой режиссер фильма Владимир Меньшов, ознакомившись с предложенным сценарием, хотел отказаться от съемок будущего «оскароносца». Историей о трех подругах-провинциалках, как «банальной», к тому времени уже пренебрегли многие признанные мэтры кинематографа СССР.
Создание «Москва слезам не верит» не обошлось без трудностей. Переделывался сценарий, неожиданные проблемы возникли с актерским составом. Например, Наталье Вавиловой, сыгравшей дочь главной героини Александру, родители выбрали дипломатическую карьеру и наотрез запретили сниматься в кино. Владимиру Меньшову вместе с актером Алексеем Баталовым пришлось лично убеждать их разрешить Наталье сняться в киноленте.
Однако успех картины был просто оглушительным: В течение первого года фильм посмотрели 85 млн. человек — это второй подобный показатель среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Статистику второго года никто не вел, хотя в одной Москве «Москва слезам не верит» шла в двадцати кинотеатрах. Фильм купили сто стран мира. В США первой наградой советской киноленты стал приз прокатчиков Америки — купленный за $ 50 тыс фильм за 12 месяцев собрал $ 2,5 млн.
А потом, спустя год, 31 марта 1981 года, «Москва слезам не верит» была удостоена «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. Успех был более, чем неожиданным — советскому фильму противостояли произведения таких признанных мастеров мирового кино как японца Акира Куросавы, венгра Иштвана Сабо и француза Франсуа Трюффо. Ходит даже легенда, что Владимир Меньшов, которому власти не разрешили выезд из СССР на церемонию награждения в Лос-Анджелесе, воспринял новость об успехе своего детища как первоапрельскую шутку.
Это решение превратило кинематографический триумф страны в ее политическое поражение: мировая пресса, с учетом нового витка напряженности в «холодной войне», не могла обойти тот факт, что вместо режиссера престижную премию получал атташе по культуре советского посольства в Соединенных Штатах.
Все эти неприятные детали забылись, а фильм пережил и эпоху, и многих актеров, которые в нем снялись, и само государство, в котором он был создан. Спустя уже два поколения «Москва слезам не верит» остается одной из любимых кинокартин российского общества. «В народ» ушли многие фразы и диалоги из фильма:
- Какие люди, и без охраны!
- Полюбить — так королеву! Проиграть — так миллион!
- Хэллоу. Общежитие слушает.
- Не учи меня жить, лучше помоги материально!
- За квалифицированную работу надо и платить соответствующе.
- — Если у меня нет обручального кольца, это еще ни о чем не говорит.
— Даже если бы вы носили три обручальных кольца, все равно вы не замужем. У вас взгляд незамужней женщины. - — Он кто?
— Слесарь.
— А откуда он взялся?
— С электрички…
— Поздравляю. Ты уже начала в транспорте знакомиться! - — Совершенно согласен. Выйти замуж после двух дней знакомства — это верх легкомыслия. Надо все хорошо обдумать. Дней пять.