— 204 года назад, 7 февраля 1812 года в городе Портсмут родился один из величайших творцов мировой литературы — британский писатель Чарльз Диккенс.
Его родители были достаточно состоятельными детьми и ранние годы писателя прошли в атмосфере радости и счастья. Однако беспечность четы Диккенсов привела к долгам и к разорению; в результате, юному Чарльзу пришлось самому пробивать себе дорогу в жизни. Он был разнорабочим, мелким клерком, корреспондентом, — и, в конечном счете, пришел в литературу.
Диккенса прославило уже первое серьезное произведение — «Посмертные записки членов Пиквикского клуба». В этом романе он рисует старую Англию с самых различных ее сторон, восхищаясь ее добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих обычным англичанам. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке, имя которого — мистер Пиквик — утвердилось в мировой литературе где-то неподалеку от великого имени Дон-Кихота.
Популярность «Пиквикского клуба» Диккенс использовал для перехода на новый уровень своего творчества — к более глубокому осмыслению социальных проблем. Так следующим произведением становится «Оливер Твист» (1838) — история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своем пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Чарльз Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке. «Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низко то, что занимает положение низкое».
Последовали и другие произведения — роман «Мартин Чезльвит», серия «Рождественские рассказы», где воедино сочетались критика социальной несправедливости, восторженное отношение к традициям английского общества, добродушный и мягкий юмор. В более поздних произведениях, таких как роман «Тяжелые времена», мотив ностальгии по «старой доброй Англии», которую убивает система капиталистических отношений, становится еще сильнее и отчетливее. «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна», — писал он.
Писатель стремился донести до общества пагубность эгоизма и погони за наживой: «Человек не может по-настоящему стать лучше, если не помогает стать лучше другим».
Лебединой песней Диккенса стал «Наш общий друг» (1864). Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного юмора — этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане, а отрицательные — лишь вызывают жалость.
Диккенс скончался в 1870 году от инсульта. Однако его слава только продолжила расти. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор часто был для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Напротив, Диккенс приобрел, прежде всего, славу веселого писателя старой веселой Англии.