28 января 1996 года скончался советский и американский поэт, эссеист, драматург и переводчик Иосиф Александрович Бродский.
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Не окончив школу, поступил на работу учеником фрезеровщика, работал истопником, матросом, рабочим в геологической экспедиции. В эти годы много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу. Затем начал пробовать самостоятельно свои силы на литературном поприще. В конце 50-х – начале 60-х годов знакомится с Булатом Окуджавой, Анной Ахматовой, Лидией Чуковской, другими выдающимися деятелями литературы.
Творчество Бродского встретило негативную реакцию со стороны советской власти, была организована кампания по травле поэта. В 1964 «за тунеядство» по приговору суда был отправлен в ссылку в Архангельскую область. Под давлением мировой и советской общественности, срок ссылки был сокращен, и уже в 1965 он вернулся в Ленинград. Тем не менее, поэту власти активно препятствовали в литературной деятельности, особенно их раздражала популярность писателя на Западе, в том числе, в русских эмигрантских кругах.
Примечательно, что сам Иосиф Александрович всегда противился навязываемому западной прессой имиджу борца с советской диктатурой, ее жертвы.
В 1972 Иосиф Бродский, под давлением КГБ эмигрировал в США, где сразу получил работу преподавателя в Мичиганском университете.
В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) поэтом представлено осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительными чертами стиля Бродского являются жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (особенно на раннем этапе) и медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства).
Награжден Нобелевской премией (1987), также кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa..
Стремясь к двуязычию, Иосиф Бродский писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию — и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом — с помощью самиздата.
Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965 году. В СССР до 1987 года Иосиф Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть — это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению близко знавшего Бродского поэта Владимира Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.
Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции.
Решение вопроса об окончательном месте упокоения поэта заняло больше года. В конечном счете, он нашел упокоение в Венеции на кладбище Сен-Микеле. Эту идею поэт высказал в 1974 году в шуточном стихотворении:
Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишенное родимой глины, оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…