10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года в Санкт-Петербурге, в своем доме на берегу реки Мойки скончался Александр Сергеевич Пушкин. Как известно каждому образованному жителю России, роковой для величайшего русского поэта и одного из создателей литературного русского языка стала дуэль с французским кавалергардом Жоржем Дантесом, состоявшаяся двумя днями ранее.
Дуэль была вызвана, в первую очередь, интригами и нарочитыми провокациями Дантеса, француза на службе русского императора, и его приемного отца Луи Геккерна — нидерландского посла в России. К тому же, у самого Пушкина был достаточно пылкий нрав; достаточно сказать, что смертельная дуэль стала для 37-летнего поэта уже двадцать первым по счету вызовом на поединок (правда, в большинстве случаев друзьям Александра Сергеевича удавалось разрешить конфликты мирным путем).
Вот и на этот раз поэт не смог остаться равнодушным к упорным слухам о благосклонности своей жены Наталии Ивановны к Дантесу, известному «светскому льву» своего времени. И даже женитьба француза на свояченнице Пушкина Екатерине Гончаровой не смогла разрядить ситуацию.
Условия для печально известного поединка на Черной Речке были выбраны намеренно смертельными: расстояние в 20 шагов между дуэлянтами не оставляло иного исхода. Получив фатальное ранение в живот, Пушкин нашел в себе силы для выстрела, но пущенная пуля лишь легко ранила противника.
Старания друзей поэта и лучших врачей (в том числе, будущего лексикографа Владимира Даля) того времени оказались напрасными: спустя два дня Пушкин скончался. По мнению большинства современных специалистов, нанесенную Дантесом рану медицина XIX века исцелить была не в силах при любом стечении обстоятельств.
В завершение стоит отметить, что несмотря на, мягко говоря, непростые взаимоотношения Александра Пушкина с императорским двором, государь Николай I приложил немало усилий для помощи семье поэта: распорядился оплатить многочисленные долги Пушкина, оказать протекцию по службе его сыновьям, назначил пенсию вдове и т.д.
Дантес и Геккерн же были вынуждены оставить Россию. Тем не менее, непосредственное участие в гибели Пушкина никак не отразилось на их будущем: оба дожили до преклонных лет, добившись карьерных успехов (Геккерн продолжил дипломатическую службу в Европе, Дантес стал пожизненным сенатором Франции). Более того, уже в последние годы своей жизни непосредственный убийца «солнца русской поэзии» прямо заявлял, что именно это событие дало толчок для его успешной карьеры…