Рождество Христово — один из важнейших праздников необъятного христианского мира — встретил новую степень осмысления в светской культуре. Конечно, сейчас я не имею в виду скидки в магазинах, «Санта-Клауса» на упряжке оленей или навязчивую рекламу известной газировки.
Речь идет о чем-то более глубинном: в позапрошлом и прошлом веках зарубежные и отечественные мастера слова создали целый ряд несложных по форме, но удивительно сильных по содержанию произведений. Отталкиваясь от главной идеи праздника Рождества — Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий пришел к людям, чтобы даровать им путь к Спасению — литераторы стремились доказать, что в рождественские дни каждый человек может рассчитывать на «непредвиденное чудо» в своей жизни. Ведь Спаситель рядом…
- «Ночь перед Рождеством» (Н.В. Гоголь, 1832)
Пожалуй, изо всех произведений Николая Васильевича, написанных на основе украинского фольклора, «Ночь перед Рождеством» — едва ли не самое светлое, свободное как от глубокого драматизма, так и от жутковатых деталей.
И это, в некоторой степени, парадокс, ведь повесть непроизвольно наносит мощный удар по сусальному образу «благочестивой старины»: никто из ее героев не ждет Рождества так, как предполагают каноны Церкви. Одних (Вакулу и Чуба) съедает любовная страсть, другие (Оксана) одержимы корыстью, ну а ведьма Солоха и вовсе заигрывает с темными силами.
Но главный посыл «Ночи перед Рождеством» — победа светлых сил над темными и торжество искренней любви над коварством — глубоко христианский. И потому совершенно неслучайно, что именно кузнец Вакула намалюет образ поверженного черта на стене сельской церкви. Да и в самом его знаменитом полете на представителе темных сил знающий человек увидит тонкую отсылку к соответствующему эпизоду из жития святителя Иоанна Новгородского.
- «Чудесный доктор» (А.И. Куприн, 1897)
Это произведение является одним из немногих каноничных образцов т.н. «святочного рассказа» в русской литературе, навеянного, в первую очередь творчеством Чарльза Диккенса.
Тут есть и тяжелая жизненная ситуация, в которую вопреки воле и на дразнящем фоне всеобщего рождественского веселья попадают главные герои, и тщетность их попыток ее разрешить, и, наконец, чудесный спаситель, который вмиг обращает все невзгоды в радость и счастье.
Примечательно, что им становится реальная историческая личность — великий русский ученый Николай Пирогов. Да и сама фабула «Чудесного доктора» — если верить словам Александра Куприна — является полностью основанной на действительных событиях, которую писателю оставалось лишь переложить на бумагу.
- «Ванька» (А.П. Чехов, 1886)
Один из наиболее знаменитых рассказов Антона Павловича критики справедливо назвали «антирождественским»: действительно, при некоторых сходствах в диспозиции с «правильным» святочным произведением, здесь автор дает совершенно иной ход развитию событий.
Вера в рождественское чудо отданного в учебу к сапожнику ребенка явно оценивается Чеховым как слепая и наивная, а в жизни его, на самом деле, не предстоит никаких светлых изменений.
Безжалостный контраст реальности и сказки, пожалуй, является главным ощущением, которое остается в памяти у прочитавшего «Ваньку». Его только усиливают нахлынувшие на главного героя в конце рассказа воспоминания о светлой жизни в деревне.
- «Мальчик у Христа на елке» (Ф.М. Достоевский, 1876)
«Мальчик», одно из немногих детских произведений автора, является, на первый взгляд, едва ли не еще более зловещей карикатурой на канон святочного рассказа, чем чеховский «Ванька».
По-видимому, Достоевского при написании в равной степени вдохновили как личные впечатления от встреч с петербуржскими мальчишками-беспризорниками, так и похожие по смыслу произведения датчанина Ханса Христиана Андерсена и немца Фридриха Рюккерта.
Трагический образ сироты, умирающего глядя на великолепие рождественской елки, найдет затем развитие в советской литературе: через упоминания о праздновании Рождества в царской России читателям будут доказывать всю несправедливость и ханжество проклинаемых «старых времен». За внешней оболочкой трудно рассмотреть главный, глубоко христианский посыл «Мальчика»: у Христа нет сирот и нет чужих, Спаситель в равной степени рад всем, кто пришел к Нему.
- «Старый гений» (Н.С. Лесков, 1884)
Своеобразным вариантом святочного рассказа отечественную литературу обогатил один из наиболее самобытных ее авторов.
В рассказе Николая Семеновича Рождество упоминается, как будто бы между прочим, однако упоминания эти имеют важную нагрузку: после длительных описаний злоключений несчастной старушки, неосмотрительно щедро ссудившей мошеннику-повесе крупную денежную сумму, на сцену выйдет тот самый «гений»-спаситель, и к финалу повествования справедливость будет восстановлена.
Незатейливый сюжет, однако непередаваемая авторская подача вкупе с не теряющими актуальности описаниями бюрократической волокиты, делают этот рассказ интересным и для современного читателя.