Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец (ок. 348) — один из наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви раннехристианских святых. В этом весь мир мог убедиться прошлой осенью, во время принесения десницы святителя в Россию: в 12 регионах нашей страны (одним из них стал и Красноярский край) к святыне молитвенно приложились около миллиона верующих.
Святой Спиридон жил на рубеже III–IV веков на острове Кипр. Это было знаковое время для истории Церкви: христианам сначала предстояло претерпеть жестокие гонения от властей Римской империи, получить затем государственное признание и преодолеть после этого различного рода ереси и расколы.
Будущий святитель происходил из самой простой семьи. В миру он был пастухом и не оставил это скромное занятие до преклонных лет, даже уже будучи в епископском сане. Поэтому святитель Спиридон и почитается как покровитель, в первую очередь, простого люда. К нему принято обращаться с молитвой при разных житейских проблемах, будь то финансовые затруднения или решение квартирного вопроса.
Святой с ранних лет отличался крепостью веры и благочестием, однако к священному сану не стремился. Уже в зрелом возрасте, овдовев, он, по просьбам земляков, согласился стать епископом. По преданию, святитель Спиридон обладал чудотворческим даром: мог прекращать засухи, исцелять болезни и даже воскрешать усопших. Но люди любили его, в первую очередь, за его необычайное милосердие; епископ Тримифунтский из своих запасов одну часть раздавал бедным, а другую — отдавал нуждающимся в долг. Причем лично святитель Спиридон никому ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета. Агиографы в житиях святого приводят и такой эпизод: однажды Спиридон лично заступился за несправедливо осужденного земляка — вынесенный смертный приговор отменили в последний момент.
Для истории Церкви не менее важно и то, что епископ Спиридон стал одним из наиболее деятельных участников Первого Вселенского собора в Никее (325 г.). Святой лично ниспроверг на нем арианскую ересь, чудесным образом явив доказательства троичного бытия Господа. Согласно легенде, епископ с Кипра взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а кирпич один, — сказал тогда святой, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».