День, подаривший Руси ее историю

28 июля исполняется 1031 год со дня принятия христианства и празднуется память ее крестителя — святого равноапостольного князя Владимира. Что представляла собой Русь до Крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства?

В 988 году киевскийкнязь Владимир Святославич совершил судьбоносный для народов исторической Руси выбор. Князь крестился сам, призвал креститься своих приближенных и обратил в Православие весь свой народ.

В ту пору Киевская Русь утверждалась в качестве цивилизованного государства, полноправного участника международных отношений. Набеги на территории более развитых соседей (в первую очередь, Византийской империи) уступали место дипломатии, а дикие языческие верования должны были быть заменены новой религией.

 Русский правитель договорился о военном союзе с византийскимибратьями-императорами Константином VIII и Василием II: тем была нужна помощь в борьбе с мятежниками. В обмен на военную помощь и последующее крещение Руси князь потребовал их сестру Анну в жены — по тогдашним негласным правилам международной политики это означало бы, что Византия признает Русь не подчиненным, а равным себе государством. Однако, императоры не торопились с выполнением своих обещаний.

Тогда в 988 году рассерженный Владимир осадил богатый и крупный греческий город Херсонес (Корсунь, близ нынешнего Севастополя) в Крыму. Василий и Константин были вынуждены отправить в Херсонес Анну и священников. Как свидетельствует летопись, во время осады Херсонеса Владимир ослеп. Но когда прибывший епископ Михаил, будущий митрополит Киевский, совершил Таинство Крещения Владимира, киевский князь прозрел. «Теперь увидел я Бога истинного», — воскликнул Владимир. Это укрепило его уверенность в сделанном выборе; настал черед всей Руси стать христианской. Вместе с ним Крещение приняли все его дружинники и приближенные.

Впрочем, существует несколько иная современная версия событий: византийские императоры частично выполнили условия договора, отправив еще в 987 году в Киев посольство с митрополитом Феофиктилатом, а затем настал черед всей Руси.

Как бы то ни было, но, вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление. Да, жители окраинных земель придавали утверждению христианства политическое значение, видя в запрещениина поклонение традиционным божествам усиление гегемонии Киева, но, в целом же, христианство по всей стране принимали добровольно.

Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало мгновенную смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой во Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *