В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел тринадцатый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин продолжили рассказ о посещении села Красный Завод — места молитвенного подвига праведного Феодора Томского — в рамках исследовательской поездки на запад Приенисейской Сибири в рамках проекта «Сибирский крест».
ДВ: — У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня мы вновь, дорогие слушатели, вслед за исследовательской экспедицией «Сибирский крест» отправимся в село Красный Завод Боготольского района. Мы подробнее поговорим о старце Феодоре Кузьмиче, святом праведном Феодоре Томском.
В селе Красный Завод, на месте духовного подвига старца, как вы помните, находится чудесный родник. Сегодня это очень популярное место паломничества. Каждый день устремляются к источнику многие люди, чтобы набрать чистейшей родниковой воды. Но немногие даже из жителей села знают, кем был старец Феодор. Да, едва ли не каждый тут скажет, что старец обладал даром прозорливости и исцеления, но биография его — вся состоит из преданий.
Самое главное из них гласит, что старец не кто иной, как император Александр I, который не умер в 1825 году в Таганроге, а сымитировал свою смерть, чтобы взять на себя подвиг старчества. В Сибири Феодор Кузьмич пребывал с 1836 года. За бродяжничество он был отправлен на Краснореченский винокуренный завод. К тяжелым работам уже немолодого мужчину там привлекать не стали.
Участники экспедиции «Сибирский крест» увидели и этот завод — он прекрасно сохранился, несмотря на прошедшие почти уже почти два столетия. Рассказывает журналист и историк церкви Геннадий Малашин.
ГМ: — Красный Завод, до революции и во время Гражданской войны, относился к Томской губернии. Эта земля была связана с развитием винокуренной промышленности. В Красном Заводе, как и в Боготольском заводе под Боготолом, производили вина и спирт. Почему именно в этих местах? Потому что рядом были и пшеница, и река: было легко доставать сырье для качественного продукта и уже потом — доставлять готовую продукцию до потребителя. И надо сказать, что именно с этими местами были связаны начальные периоды старчества и Феодора Томского, и Даниила Ачинского.
К великому сожалению, эти заводы уже не действуют. В Красном Заводе сохранилось перестроенное в советское время здание, но производства нет. Местные власти пытались возродить его, но интересы нынешних бизнесменов не всегда совпадают с интересами их малой родины, поэтому завод по-прежнему бездействует.
Что меня поразило в Красном Заводе — так это мост через реку Чулым. Дело в том, что речка делит село на две части. Зимой сообщение происходит по льду, летом возводится понтонный мост. А осенью и весной помогает только навесной мост, который идет через всю реку. Мы с отцом Сергием Пигасовым прошлись по этому мосту — должен сказать, ощущение необычное. Постоянно ловил себя на мысли, что крепко держусь за перила. А вот местные ребятишки и жители села, порой, по двадцать раз на дню ходят с одного берега на другой.
Вот такие первые впечатления. При этом места там очень красивые. И, несмотря на то, что живут там, в основном, дачники, у них огромный интерес к местным святым местам. Поэтому и чудесный источник Феодора Томского с благословенной водой всегда ухожен.
ДВ: — Основным занятием старца Феодора в селе Красный Завод — по воспоминаниям его современников — была подвижническая деятельность: в деревнях он учил детей грамоте, Закону Божиему, знакомил с историей и географией, знал болезни и умел их лечить. Прекрасно разбираясь в крестьянской жизни, давал советы об устройстве огорода, выборе семян, временах сева. Люди шли за советом, помощью, молитвой в келью Федора Кузьмича.
Однажды к праведнику приехал некий купец Нахвалов. Когда он вошел в келью старца, тот внезапно обратился к нему с вопросом: «Зачем ты взял медные деньги? Они положены не для тебя». Незадолго перед этим Нахвалов действительно поднял где-то несколько оброненных неизвестно кем медных монет.
Иногда, встречая приезжавших к нему посетителей, старец сразу называл их по именам, хотя никогда прежде не был с ними знаком и не мог быть извещен об их приезде.
И только о своей прошлой жизни старец не говорил ничего. Все, кто с ним общался, догадывались, что он когда-то он был человек знатный, а отшельником стал ради покаяния. Старец рассказывал о событиях Отечественной войны 1812 года, о санкт-петербургской жизни, вспоминал о Суворове и Кутузове.
А случалось, что и солдаты признавали в нём императора Александра I. Конечно, споры на этот счёт не прекращаются и по сей день. Но, преклоняясь перед святой жизнью праведника, стекаются паломники со всего мира в село Красный Завод к роднику, который носит имя старца Феодора.