«Верующие стояли двое суток у храма и не давали снять кресты с куполов… »

i2

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел восьмой в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О первых годах богоборчества в Красноярском крае рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: — У микрофона Дмитрий Васянович. В течение прошлого года, уважаемые слушатели,  наша программа рассказывала вам истории вековой давности, связанные со столетием революции в  стране и в Красноярье, в частности.

Однако, Сибирь, как вы понимаете, территория настолько уникальная, что столетие установления революционного режима мы будем с вами вспоминать, скорее, только через пару лет, — ведь окончательно советская власть укрепилась в наших краях только в 1920 году. Так чем же жила Енисейская губерния сто лет назад? Конечно, первые революционные волнения коснулись и ее, и из наших прежних программ вы помните эти ужасающие истории страданий и одновременно примеры невероятной стойкости новомучеников красноярской земли, подробности которых только еще приоткрываются в наши дни.

1918 год не был спокойным для красноярцев: на улицах городов и поселков постоянно появлялись вооруженные отряды и бандитские формирования, — зачастую невозможно было их точно разделить. Годы революции и Гражданской войны стали тяжелым испытанием для местных жителей. И временно установившаяся в 1917 году советская власть тоже не давала поводов ей доверять, — рассказывает главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.

ГМ: — К вопросу о тех, кто эту самую Красную гвардию и партизанские отряды составлял — сами их начальники понимали, что доверять своим подчиненным не могут. Необходимо восстановить правду и о социальном статусе, и о моральном облике тех людей. Жестокость была нормой в страшной Гражданской войне, но десятилетиями историки рассказывали о «зверствах колчаковцах», абсолютно умалчивая о провоцировавшем эту жестокость «красном терроре».

da3e95d73bd17f88d4cca4f3af0bdaaf

Революционный митинг в Красноярске. 1917 год. Источник: aif.ru

Я убежден, что это принципиально важно: постичь и понять, что не русский народ в полном смысле этих слов боролся с той же Церковью, но — зачастую верховодившие в таких формированиях асоциальные элементы, и, как историки свидетельствуют, подавшиеся в «воины» уголовники, люмпены, дезертиры… Переселенцы, которым еще при царе дали возможность заниматься своим хозяйством, но по разным причинам их это не устроило. Вспоминаю незамысловатый рассказ одного из тех «героев», ставшего «красным командиром» выходца из переселенческой семьи: мол, у родителей хозяйство было, да всё пропили, и сам я восстанавливать его не собирался, когда вернулся домой после Первой Мировой… Не было у него желания ни растить и жать хлеб, ни выращивать и пасти скот, но было — руководить людьми. И он «руководил»…

Уже тогда те «руководители» были бы рады уничтожить Церковь в Сибири. Но, слава Богу, тогда не сложилось: грянул чехословацкий мятеж, советская власть была низвергнута, и всё то, что она  успела отобрать — было возвращено верующим. Интересно, что одной из первых их мишеней стал Успенский монастырь: несколько там сразу партийных «дам» работало, и каждая обязывала монахов обитель оставить…

Но наступившее время не было легким ни для епархии, ни для губернии. Большая часть ее населения — крестьянство, прежде всего — жило в постоянной тревоге, потому что повиновения от них требовали и колчаковские власти, и красные партизаны. И те, и другие считали себя законными хозяевами Сибири, и тем и другим были нужны продовольствие и новобранцы…

Совет депутатов

Члены Красноярского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 1918 год.

Конечно, страшной была судьба многих священников, что несли служение в те годы. Кого-то, как отца Александра Новочадовского, буквально распяли на кресте, как Христа, — и мы уверены, что такие пастыри сейчас молятся за нас у престола Божиего. Но, несмотря на все эти ужасы, старые храмы и монастыри продолжали стоять, шли в них богослужения, и новые церкви строились… Велика была надежда, что нормальная жизнь в России восстановится, и Церковь займет в ней подобающее ей место.

Но настает январь 1920 года. Советская власть возрождается. Сначала закрываются храмы домовые, а потом уже и приходские церкви. Так, например, пытались сделать с одним из старшейших и наиболее чтимых в городе храмов — пророка Иоанна Предтечи. Пытались там, как и везде, снять кресты с куполов во время Божественной литургии, но верующие не дали: стояли двое суток стеной, не давали ни красноармейцам, ни милиционерам даже войти в храм. Конечно, их сопротивление было сломлено…

arhiereysky_dom_krsk

Красноярский Архиерейский дом с храмом пророка Иоанна Предтечи. Начало ХХ века.

ДВ: — Далее, с каждым годом, священнослужители и верующие в Красноярске и его окрестностях всё больше подвергались гонениям, арестам и расстрелам. В конце 1930-х абсолютно все храмы на красноярской земле были либо закрыты, либо разрушены. Церковная жизнь вновь вернётся в наши края с началом Великой Отечественной войны. Как ни печально, только по-настоящему тяжелые испытания способны вернуть заблудившегося человека к истине.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *