Абрамовских Евдокия Ефимовна, студентка Красноярского педагогического колледжа им. М. Горького
В данной статье автор рассказывает о современных методах и формах духовно-нравственного воспитания детей, которое на всех этапах становления и развития общества является неотъемлемым элементом формирования внутреннего мира ребенка.
Период детства — это время сложных этапов становления и развития как духовно-нравственных качеств ребенка, так и хозяйственно-общественных навыков, опыта и привычек, время приобретения знаний об окружающем мире. Причем дошкольный период отличается более активным накоплением нравственного опыта, обращением к духовным началам жизни, становлением основ самоопределения и самосознания. С первых лет жизни полноценное духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает ускорение его социального развития и гармоничное формирование его личности.
Православные традиции нашего общества создают условия для укрепления источников нравственности, а также устремления духовного начала через выражения в душе ребенка. Например, определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, для ребенка обосновывается важность того, какими путями это духовное начало будет проявляться в разные периоды детства, как развитие личности ребенка будет отражаться на его взаимодействии с социальной средой.
Важнейшим элементом развития своеобразия детской личности является обучение и освоение языка и культуры как основных душевных сил, творческого начала в ребенке. У дошкольников миропонимание и мировосприятие обусловлены, прежде всего, механизмами эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Например, у ребенка дошкольного возраста формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, отличается от обычного: оно привязывается с конкретным образам ребенка о дорогом, любимом и близком, то есть с любовью к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и к другим близким ребенку людям. Понятие окружающей его природы ребенок связывает с любимыми игрушками и играми, с мамиными песнями, со всем тем, что его радует и приносит «тепло».
Развитие образования в России в разные периоды ставило своей основной задачей становление духовно-нравственных ценностей у детей и выдвигало эту задачу как приоритетную для всей образовательной системы, на всех ее уровнях. Опыт России и других развитых стран показал, что в современных условиях «свободы выбора» нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты (прежде всего на школу и детский сад), либо только семью. В условиях частого заимствования у Запада свойственных ему моделей и ориентиров, основанных на экономическом расчете, индивидуализме, жесткой конкуренции, стяжательстве и приобретательстве, забываются такие простые и понятные представления о том, что все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира, что в человеке все не только должно быть «прекрасно» и «звучать гордо», но и должно соединять в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное, и что все это — естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Сегодня многие, политики, представители общества и священники подчеркивают важность возрастания меры понимания того, что достигнуть мира, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе — семья, детский сад, школа и Церковь. Только все вместе — образовательное учреждение, семья, Церковь, государство — через целенаправленную работу по воспитанию детей могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «обогащаться любым способом».
Все больше в обществе наступает понимание того, что без духовности, которую несет с собой Православие, нам не выжить, не обрести согласия друг с другом. Сострадание, сочувствие — рассматриваемые раньше как вечные ценности — уходят на второй план, и это болезненно отражается на развитии общества. Справедливо считает Православие, что без духовной помощи просто не обойтись. Причем следует заметить, что православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, а проблема насилия никогда не возникала так остро.
Особенностью русского Православия традиционно считалось видеть смысл образования в духовном просвещении и в нравственном воспитании человека. Сила Православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Причем духовность понималась в православном учении как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия. Такие приоритеты как Родина, семья, долг, подвиг — были высшей ценностью и уважались народом, считались нормами нашей жизни и жизни детей. Поэтому уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», ставились и решались задачи духовно- нравственного воспитания.
Основой духовно-нравственного воспитания на разных этапах развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура всего была не только ключевым элементом системы ценностей, закрепленных в традициях, но и была «местом поиска» высших ценностей. Во все времена удивительным и загадочным явлением народной культуры выступали национальные и международные праздники и традиции. Если в праздниках раскрывалась душа народа, то в праздничные дни она пела, плясала, играла и грустила.
Многие ученые и общественные деятели отмечали, что народные праздники со всеми, относящимися к ним традициями, песнями и играми всегда были сильнейшими и неиссякаемыми источниками познания народной жизни. В них раскрывалась не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но проявлялись сокрытые факты истории, которые позволяли со всех сторон увидеть картину быта.
Особо почитаемыми у всех народов были всегда церковные праздники, и русский народ не исключение. Их самобытность описывалась в произведениях литераторов и певцов, философов и историков. На Руси православные праздники — это тоже часть нашей истории, православной культуры, быта и всего того, без чего мы не мыслим своей целостности и полноты.
Основы православной культуры и воспитания по традиции закладывались в России с самого раннего возраста. У детей формировали на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Причем православное воспитание никогда не противоречило основам светского воспитания, установленного государством через нормы и стандарты.
В воспитании российских детей общество исходит из того, что дети должны радоваться, и для радости есть особые поводы, которые следует раскрывать детям. Например, беседы о том, что есть Бог, который любит нас. Или: мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям.
В настоящее время мир переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, росте агрессивности и жестокости в обществе, которая вызвана высоким уровнем детской преступности. К сожалению, материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей также искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В сложившихся условиях развитие маленьких детей смещается в направлении ранней интеллектуализации, что не всегда способствуют духовному развитию, а в погоне за развитием интеллекта забывается воспитание души ребенка, его нравственного и духовного начала, без которых все накопленные знания, умения и «опыт» могут оказаться бесполезными. Результатом таких изменений служит эмоциональная пустота, волевая слабость и духовная незрелость.
По сути стоящие перед обществом проблемы духовно-нравственного воспитания можно решать в семье. Однако в настоящее время семейное воспитание, по мнению ученых, находится в стадии кризиса. В качестве причин кризиса современной семьи и семейного воспитания называются рекламирование в СМИ образцов низкопробной культуры, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Отсюда справедливыми считаются высказывания о том, что планирование воспитательного процесса должно осуществляться через обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это, с одной стороны, повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, с другой — повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Следует учитывать, что осознанное восприятия мира начинается в среднем-старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому этот возраст считается одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. На основе сотрудничества семьи и ДОУ необходимо в этот период формировать основы для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.
Такого рода задачи решаются через систему духовно-нравственного воспитания, которая включает, по высказываниям экспертов, следующие направления: во-первых, формирование потребности в здоровом образе жизни; во-вторых, формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации и эстетическое развитие; в-третьих, сотрудничество семьи и ДОУ, в том числе и обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям своего народа.
Особое место в программах духовно-нравственного воспитания дошкольников по-прежнему отводится семье как первому «наставнику» ребенка, а также коллективно-творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Конструктивное направление рассматривается чаще всего через призму целеполагающих действий, связанных с православными традициями России:
- воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры;
- содействие обретению ребенком нравственного, востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия;
- знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества;
- снижение уровня агрессивности и повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.
Среди основных задач, позволяющих реализовывать целевые установки, в большинстве программ выделяют:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям и способствование повышению значения семейных ценностей, формированию гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, а также активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, через создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности.
Целевые и конструктивные виды работ по духовно-нравственному воспитанию детей должны соответствовать основополагающим принципам, используемым уже на протяжении ряда этапов: интегрированности, позволяющей сочетать обучение и духовно-нравственного воспитание в эстетическом, интеллектуальном, физическом развитии и трудовом воспитании; культурности, в рамках которой воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника; историчности, включающее использование местного окружения, проведение экскурсий на природу, на производство, в музеи, на концерты, в театры, храмы для накопления чувственного опыта; непрерывности и преемственности, предполагающие воспитание в семье и школе на основе длительного и последовательного сотрудничества, содействия (не заменяя, а дополняя друг друга).
Основными методами, позволяющими на альтернативной основе формировать и развивать систему духовно-нравственного воспитания детей являются, прежде всего: наглядный, словесный, практический. Первый используется во время: чтения рассказов и сказок; наблюдений; показа сказок (самими детьми и с участием взрослых); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения развивающихся и духовно-обогащающих игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Второй представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений взрослыми (учитель, воспитатель, родители); чтения стихотворений детьми; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов взрослыми; ответов на вопросы детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.); загадывания ребусов и загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Третий метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить или нарядить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий (см. Приложение 1).
Формами работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми могут быть еще более вариативные инструменты: чтение народных и авторских сказок, литературных произведений (в т.ч. из серии «Детям о вере»), сказки о материнской любви; занятия под названием «Уроки доброты, мужества, дружбы», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя; знакомство с календарными православными и народными праздниками (Рождественские святки, масленица, Пасха); тематические выставки детского творчества; знакомство детей с жизнью выдающихся людей как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы, перед Днем защитника Отечества, Днем Победы; экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией; экскурсии на природу; слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей; постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию с детьми необходимо выделить несколько направлений работы:
- духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения);
- воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы);
- культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов);
- нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
В комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию детей важным аспектом считается поддержание у ребенка психологического здоровья, которое включает ряд подходов и утверждений.
Во-первых, поддерживать у ребенка положительную самооценку, т.е. исходить из представлений, что «не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки». Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
Во-вторых, содействовать эмоциональному благополучию ребенка, так как в хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
В-третьих, помочь ребенку осознать свои эмоции, через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с другом и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
В-четвертых, помочь контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу.
В-пятых, помочь ребенку управлять временем. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Список литературы
- Ворожейкина Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. 4–5 классы. Методические рекомендации. — М.: «Ассоциация XXI век», 2014. — 50 с.
- Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность. Сборник лекций и докладов. — ВГПУ, 2000.
- Давыдова Н.В. Мастера: книга для чтения по истории православной культуры. — М.: Издательский дом «Покров», 2004.
- Лагутина Н. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 172 с.
- Малова В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. — М.: Владос, 2013.
- Маляревский А, протоиерей. Энциклопедия семейного воспитания и обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://royallib.com/read/malyarevskiy_protoierey_a/entsiklopediya_semeynogo_vospitaniya_i_obucheniya.html#0.
- Сурова Л. В. — Православная педагогика как общественное и духовное явление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
- Уминский Алексий, свящ. Размышления о школе и детях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/.
Приложение 1.
Таблица 1. Организация работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию в разных возрастных группах (ранний возраст, 1,5–3 года).
№ п\п | Психологические особенности детей | Организация деятельности |
1. | Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми. | Учить нормативным и специфическим действиям. Обеспечить процесс обобщения. Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным |
2. | Развитие наглядно — действенного мышления. | Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности. Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности. Предоставлять материал для экспериментирования. |
3. | Развитие речи. Развитие чувства самостоятельности. | Использовать просьбы и обращения к ребенку. Давать для прослушивания инсценировки детских сказок. Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображенных предметов. Создавать речевые ситуации. Поощрять инициативу детей к самостоятельности. |
4. | Начало развития игровой деятельности. | Обучать различным действиям с игровыми предметами. К концу третьего года вводить игрушки заместители. Обогащать репертуар игровых действий с предметом. |
5. | Развитие изобразительной деятельности. Развитие восприятия. | Предлагать варианты дорисовывания предметов. Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности. Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме. |
6. | Развитие чувствагордости и стыда. | Не ругать детей. Избегать негативных переживаний со стороны ребенка и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с ним. |
7. | Идентификация с именем и самооценка. «Кризис трех лет». | Поощрять инициативу ребенка и положительно подчеркивать его достоинства. Находить посильные поручения. Поощрять самостоятельность. Проявлять терпение к ребенку. |
Таблица 2. Организация работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию в разных возрастных группах (младший возраст, 3–4 года).
№ п\п | Психологические особенности детей | Организация деятельности |
1. | Игра — ведущий вид деятельности. | Обучать действиям с игрушками-заместителями. Разучивать различные игровые действия. Развивать представление о том, во что можно играть с предметом и как. |
2. | Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов). | Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов. В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов. |
3. | Продолжает развиваться наглядно — действенное мышление. | Использовать механические устройства и игрушки. |
4. | Начинает формироваться наглядно-образное мышление. | Знакомить с преобразованиями предметов. |
5. | Формирование эгоцентрической пространственной позиции. | Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребенка. |
6. | Совершенствование воображения. | Использовать ситуации, развивающие воображение. |
7. | Поведение носит ситуативный характер. | Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребенок. |
Таблица 3. Организация работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию в разных возрастных группах (средний возраст, 4–5 лет).
№ п\п | Психологические особенности детей | Организация деятельности |
1. | Дальнейшее развитие игровой деятельности. | Знакомить с разными игровыми ролями. |
2. | Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов). | Использовать схематические изображения для их последующей детализации. |
3. | Продолжает развиваться восприятие. Совершенствуется ориентация в пространстве. | Давать задания на классификацию предметов по форме, величине и цвету. Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого. |
4. | Интенсивно развивается образное мышление. | Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем. Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением. |
5. | Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством). | Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным сверстником. Заложить традицию чтения книг. Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по ее содержанию много вопросов. Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры — драматизации, рисование и т.д.). |
6. | Моральное развитие. | Оценка поведения ребенка должна быть позитивной. Указывая на недостатки ребенка, нужно подчеркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребенку и хочет ему помочь. |
7. | Дифференциация межличностных отношений | Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении. |
8. | . Развитие образа «Я» и его детализация. | Организовывать игры — соревнования с ситуацией успеха. |
9. | Начало формирования произвольного морального поведения. | Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребенка. Не игнорировать инициативы ребенка при демонстрации им собственных достижений. |
Таблица 4. Организация работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию в возрастных группах (старший возраст, 5–7 лет).
№ п\п | Психологические особенности детей | Организация деятельности |
1. | Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений — реальные и игровые). | Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей. Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства. Включать в игровую деятельность всех детей. |
2. | Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах). | Систематизировать представления о цветах и формах предметов. Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры. |
3. | Дальнейшее развитие образного мышления решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу). | Использовать наглядное моделирование различных ситуаций. Знакомить с различными сторонами действительности. Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств. |
4. | Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций. | Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам. |
5. | Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы). | Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками. |
6. | Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности). | Предлагать задания творческого характера. Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества. Использовать в работе метод проектов. |