1 мая 2025 года отмечается 130-летие со дня рождения Георгия Дмитриевича Лаврова (1895–1991) — выдающегося русского и советского скульптора, портретиста, монументалиста и одного из ведущих представителей стиля ар-деко в отечественном искусстве. Его жизнь и творческий путь отражают сложные переломы и судьбоносные события, которыми так богат XX век.
Георгий Лавров родился в селе Назимово Енисейской губернии, в многодетной семье иконописца, дружившего с самим Василием Суриковым. Первые шаги в искусстве будущий мастер делал под впечатлением от работ отца, впитывая навыки византийской и русской иконописи. После окончания Красноярской духовной семинарии Лавров активно учился живописи: по вечерам посещал студии при Общества томских художников, общался с местными мастерами и развивал собственное художественное видение, в котором органично сочетал академические традиции и поиски новых форм.
Начало XX века стало для Лаврова временем серьёзных испытаний: революция, Гражданская война, участие в партизанском движении сделали его не только свидетелем, но и активным участником исторических процессов. Не только художественный талант, но и гражданская активность выделяли его среди сверстников. В 1922 году он становится участником знаменитых «Окон сатиры РОСТА» в Москве, работая в команде с Владимиром Маяковским и осваивая язык плаката: лаконичность, сила образа, выразительность стали отличительными чертами и его скульптур.
В 1927 году Лавров по направлению выезжает во Францию и обосновывается в Париже — здесь, в столице мирового ар-деко, он знакомится с легендарным скульптором-анималистом Франсуа Помпоном, его произведения получают признание на парижских выставках. Успех закрепляет персональная выставка 1932 года: имя Лаврова становится известно во всей Европе, его стиль задуманно сочетает динамику модерна с лаконизмом восточных художественных традиций.
Вернувшись на родину, художник оказывается в центре грандиозных государственных проектов. В 1937 году он создаёт известную скульптурную композицию «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», которая становится символом эпохи. Однако уже в 1938 году его арестовывают по ложному обвинению — последовали годы лагерей, колымской ссылки, тяжёлой физической работы. Эти испытания лишь закалили мастера: после освобождения в 1943 году и реабилитации в 1954-м Лавров вновь возвращается к творчеству.
В Москве он много работает, участвует в выставках, его произведения становятся частью крупнейших музейных коллекций страны, в том числе Третьяковской галереи. Лавров получил заслуженное признание ещё при жизни, был удостоен звания Заслуженного художника РСФСР. Помимо скульптуры он также оставил литературное наследие — воспоминания «Париж… Магадан» стали важной частью истории отечественного художественного сообщества и эпохи репрессий.
Творческий путь Георгия Лаврова — это путь беспримерной стойкости, художественного поиска и верности избранному делу, который остаётся неотъемлемой и значимой частью русской культуры.
По материалам: Центральный государственный музей Томской области