19 апреля (6 апреля по старому стилю) 206 лет назад родился Василий Дмитриевич Касьянов — священник, выдающийся представитель духовенства. Он вошёл в историю как летописец Енисейской губернии: с 1870 года до своей смерти в 1897 году Василий Дмитриевич вёл дневник, в котором подробно описывал происходящее в городе, стране и мире.
«Вселенский протоиерей»
Если бы Василий Дмитриевич жил сейчас, то он, несомненно, был бы блогером-миллионником. Тогда Интернета не было, но были традиционная почта и телеграф. Он дружил по переписке со многими выдающимися современниками по всему миру. Возможно, поэтому при жизни его называли «Вселенский протоиерей».
А может быть потому, что вёл активную общественную деятельность: он и председатель Епархиального училищного совета, и член губернского статистического комитета и Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества; занят «Енисейскими епархиальными ведомостями» и делами Енисейского епархиального попечительства, преподаёт в женском епархиальном училище и мужской гимназии.
Кроме этого Касьянов был участником и свидетелем множества исторических событий губернского масштаба. Например, строительства зданий Архиерейского дома, основания Успенского мужского монастыря, создания Красноярской духовной семинарии, духовного и епархиального училищ, светских учебных заведений.
«Холод до 17 градусов. Цена ржаного хлеба 35 коп.»
Дневники Василия Касьянова — это, пожалуй, единственный в регионе подробный рукописный памятник того времени. Оригинальный труд занимал «до 70 книг рукописных».
Одна только копия — это 3052 листов рукописного текста.
За, казалось бы, обычными дневниковыми записями с наблюдениями за погодой, с ценами на товары (недалеко от собора, где служил Касьянов, был главный базар города) читатель собирает полную картину прошлого. Как жили тогда люди? Как говорили? Чем интересовались? Что их волновало? В конце концов, какими были цены на продукты и какая была погода в XIX веке в Красноярске?
Дневники Касьянова — это история красноярской епархии того времени, рассказы о развитии судоходства на Енисее, об освоении Северного морского пути, о знакомствах с исследователями Русского Севера и золотопромышленниками. На его страницах упоминается более 2,5 тысяч исторических личностей!
27 сентября, воскресенье.
День хороший — холодный. Нет дела. Надо бы его придумать, найти, взять. Не писать ли свою автобиографию? Во время северных сияний телеграфы портятся. Не электричество ли тут действует?
12 октября, понедельник.
Спал хорошо и встал бодро. Свежо и снег лежит. 18 сентября Наполеон III покушался на самоубийство, 16 сдался. Страсбург. Государыня проехала через Москву — на Киев и Крым.
17 октября, суббота
Холод до 17 градусов. Цена ржаного хлеба 35 коп., овес 40-45 коп. Сена много и не дорого.
«Как только Василий Дмитриевич умер, его дневники внук Пётр Красиков немедленно продал библиофилу Геннадию Юдину, — рассказывает заведующий музейно-просветительским отделом Касьяновского дома Иван Черкасов, — Почерк у Касьянова был на редкость неразборчивым, и Юдин, понимавший ценность дневников, посадил за работу над ними человека, знающего историю православия — настоятеля Свято-Троицкого монастыря архимандрита Михаила Ивановича Суслова».
Сейчас копия дневника, выполненная Михаилом Сусловым, хранится в краеведческом музее. А в 2012 году дневники Василия Касьянова были изданы в двух томах.
Скончался протоиерей В. Д. Касьянов 29 сентября 1897 года, и как указывалось в некрологе, «…каждый знавший его спешил отдать ему последний долг — поклониться праху его и помолиться о спасении души его». В последний путь старца провожал, без преувеличения, весь город. Протоиерей был похоронен у стен кафедрального собора, в котором служил более тридцати лет.
Могила Василия Касьянова после сноса собора в советские времена была утеряна, но имя его осталось в истории Енисейской епархии, наряду с именами других замечательных красноярских священнослужителей.