Прочтение художественного произведения уже давно превратилось в отдельный жанр искусства, требующий таланта, мастерства и чувства языка. Пушкин, Маяковский, Есенин — все они славились умением в декламации. Но, к сожалению или к счастью, они уже сделали свою историю, уступив место молодым… Так, в один из будних вечеров в красноярском Доме искусств состоялось прочтение пьесы «Катилина» члена Президиума Международного Союза писателей ХХI века, заслуженного работника культуры Красноярского края, поэта и главного редактора литературного журнала «День и ночь» Марины Олеговны Саввиных.
Начало только близилось, а в стенах Дома искусств уже образовалась уютная атмосфера. И тому виной были даже не диванчики, картины и рояль, а многочисленные друзья и поклонники творчества Марины Саввиных, пришедшие на премьерное прочтение пьесы талантливой писательницы…
История об истории
Позвольте немного рассказать о сюжете. Исторически сложная, политическая наполненная интригами реалия происходит в Риме в 63-м году до Рождества Христова в эпоху гражданских войн. В основе пьесы лежит заговор Луция Сергия Катилины — главного героя. Изначально патриций Катилина выступал как защитник бедных, но потерпел поражение. Решив заполучить власть силой, он участвовал в преступлениях диктатора Суллы. Но заговор был раскрыт.
«Личность Катилины — это вечная загадка истории, имеющая очень противоречивые факты биографии. Среди исследователей есть разногласия по этому поводу. Одни считают его политическим и социальным демагогом, который влиял на настроения толпы в корыстных целях. А другие видят в нем борца за благополучие обездоленных, обнищавших, запутавшихся в долгах людей. Сегодня мы узнаем, каким образом представила Марина Олеговна Луция Сергия Катилину», — отметила режиссер постановки Анна Логачева.
«Действие происходит начиная с 6-го ноября. А в ночь с 6-го на 7-е ноября в доме Марка Порция Леки состоялось тайное совещание, на котором были даны окончательные распоряжения об убийстве Цицерона и о поджоге Рима в 12 местах. Но у Цицерона имелись сведения от любовницы заговорщика Квинта Курия Фульвии о подготовке покушения на него. Он, узнав о планах заговорщиков, усилил охрану города. Но несмотря на все политические игры в этой пьесе есть место светлому человеческому чувству, такому как любовь, — сообщила собравшимся Анна и добавила, — В этой пьесе есть интересный персонаж — знатная дама по имени Семпрония. Как пишут историки, ввиду своего происхождения и внешности, как и благодаря своему мужу и детям, эта женщина была достаточно вознесена судьбой».
Главные действующие персонажи пьесы: Семпрония — знатная дама, матрона, Луций Сергий Катилина — патриций, Нона — вольноотпущенная рабыня, подруга и воспитанница Семпронии, Марк Туллий Цицерон — консул, Марк Порций Лека — заговорщик, Фульвия — любовница заговорщика Курия, Гай Юлий Цезарь – великий понтифик.
На самом деле, в произведении действующих лиц гораздо больше. Но молодые актеры под руководством режиссера вывели иную грань повествования и представили пьесу в несколько ином ракурсе.
— Хочешь разозлить меня? — Конечно, я для этого и пришел!
В обработке Логачевой на первый план вышла любовная линия между Семпронией и Катилиной, не умаляя при этом политического контекста. Возможно, это был самый правильный ход в ситуации, когда зритель может быть не знаком с историей, сделавшего знаменитым патриция, или она плохо ему известна. Кроме того, пьеса Марины Олеговны предельно сложна для понимания. А ведь любовь понятна всем.
Исполнители ролей — студентки Светлана и Наталья Мананниковы и профессиональные актеры: Кристина Мигунова, Владимир Романов, Антон Вохмин и Анна Киреева, а также аккомпаниатор Ирина Разумцева по мнению «Касдома» действительно справились на «ура!». Около 2-х часов молодые актеры удерживали внимание уже подуставших после рабочего дня зрителей. Не знаем, насколько трудно это было воплощать на сцене, но слушать, смотреть и вникать в каждое слово даже больше, чем просто хотелось.
Невероятные и порой комичные диалоги, экспрессия, отдача, тщательно выговоренное каждое слово старинных текстов все сказали сами за себя. Вряд ли кто-то смог бы заподозрить артистов в непрофессионализме и дилетантизме. Во многом, благодаря проделанной ими работе, интерес не только к пьесе, но и в целом к творчеству Марины Олеговны усилился.
Нельзя не отметить и то, что образ главного героя был передан с той противоречивой точностью, абсурдностью и себяумием, которые неустанно приписывают Катилине разные исторические версии. Смелый, решительный, амбициозный, он всегда добивается того, чего хочет, и неоднократно подтверждает это, говоря: «Я всегда говорю то, что думаю и делаю все, что хочу». Но при этом он не поддается влюбленной в него Семпронии, аргументируя: «Меня нельзя любить, я прокаженный». Каков Катилина!
Конечно, более сведущие в театральных делах люди найдут к чему придраться, что подправить, с удовольствием расскажут, как можно было по-другому подать материал. А мы пока просто получим удовольствие от прочтения пьесы, пополним знания в области истории, пофантазируем вместе с писателем и, надеемся, что наши читатели вместе с нами.
За чашкой чая
«Для меня очень многое было новостью, особенно то, как мои друзья представили это все. На самом деле там гораздо больше текста и действующих лиц. Там есть много о политических играх, о том, что Катилина был фактически подвергнут жестокой провокации, втянут в ситуацию, из которой он потом не смог выйти и погиб. Но режиссер и сценарист вытянула из этого всего вот такую особую романтическую линию, очень эмоциональную. Я бесконечно благодарна и Ане, и артистам. Для них это очень сложный материал. Они справились замечательно, особенно центральные персонажи. Я сидела, затаив дыхание. Под конец меня уже стало бить крупной дрожью. Я думаю, что к этой пьесе и сама я еще вернусь, и, может быть, кто-нибудь захочет ее поставить. Мне думалось, что это будет рок-опера. Там очень много музыки, есть музыкальные номера, которые исполняет героиня. Посмотрим. Начало положено. Друзья, спасибо, что пришли, спасибо, что пережили это. Низкий вам поклон!», — с первыми переполняющими душу эмоциями обратилась к выступающим автор пьесы Марина Саввиных.
Немного подождав, пока все присутствующие придут в себя, осмыслят увиденное и наговорятся с писательницей, мы завязали разговор с главными героями вечера — актерами, режиссером и, конечно, автором.
Отвечают актеры:
— Насколько сложной оказалась эта постановка для вас?
— Все прекрасно, материал хороший, но текст очень трудный, замысловатый.
Отвечает Анна Логачева:
— Сколько времени вы готовились?
— Подготовка шла месяц. По репетициям было сложно, потому что все ребята занятые, работают. Нам сложно было встречаться.
— Все ли удалось воплотить?
— Не совсем все, как я задумывала.
Отвечает Марина Саввиных:
— Что вы почувствовали, смотря на несколько иную интерпретацию пьесы?
— Ведущая эмоция — это благодарность. Ребята проделали огромную работу, времени было совсем немного. Да и сама вещь чрезвычайно сложная. Там присутствуют очень серьезные метафизические планы, много действующих лиц. Для них и эпоха, и сами характеры героев были сложны. Все-таки герои — люди достаточно взрослые. Тем не менее, ребята справились. Конечно, есть еще над чем поработать, но в общем они молодцы. Держали во внимании зрительный зал, эмоционально нас зарядили. Поэтому только благодарность и радость, ведь это такой старинный текст… Он действительно старинный. Мало того, что в нем Древний Рим показан, так еще и сама пьеса была написана в 96-м году. То есть прошло уже 20 лет.
— Целых 20 лет! А сколько шла работа над ней?
— Больше года. Мне самой нужно было погрузиться в эпоху. Я очень много литературы изучила — практически все, что написано о заговоре Катилины, первая и вторая речи Цицерона. Можно сказать, что там все выверено буквально до дня. Хронологически все очень точно. Конечно, многое там я домыслила, но писателю не грех и пофантазировать там, где история умалчивает (смеется).
— Какова была судьба пьесы за прошедшие 20 лет?
— Она только свежее стала, еще более актуальной. Уже и тогда было понятно, что так и будет. Это мое глубокое убеждение, что все возвращается на круги своя. Мы здесь все те же самые. Те же люди, и те же исторически события происходят только, может быть, на другом витке. История развивается по спирали. Мы потому и попадаем все время в определенные ситуации. К сожалению, мы ничему не учимся, поэтому каждый раз возвращаемся туда же и наступаем на одни и те же грабли. Сейчас мы снова наступили на эти грабли. Политическая картина здесь лишь фон, на котором разворачивается история любви. История главных героев Катилины и Семпронии. Не зря там есть первый метафизический план и второй. Это как раз и показано. Эти истории приходят из вечности и уходят в вечность.
А мы благодарны автору за столь замечательное произведение, в котором каждый найдет то, что ему по душе — любовь, историю, политику, литературу и многое другое. Под звоны бокалов, улыбки и радостный смех все разошлись по домам, осмысливая и зная, что был на свете заговорщик и патриций Луций Сергий Катилина, судьба которого до сих пор волнует лучшие умы нашего мира и государства.
Фотографии принадлежат Марине Саввиных и группе события «Вконтакте»