Осиянные Севером

Сияние

В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова действует новая большая выставка «Северное сияние», посвящённая отражению темы Севера в работах красноярских художников. Казалось бы, на этом можно закончить. Всё понятно — наши художники (список прилагается), наша Сибирь (точнее северная её часть). Чему уж тут удивляться? Так подумают многие, и будут неправы. Эта выставка одна из лучших, что сделал за последний год наш художественный музей (а сделано было немало, о чём расскажем в другой публикации). Эта выставка живая, влекущая с огромной силой. Куда? Разумеется, на Север. Да, русского человека, сибиряка, зашедшего в музей с двадцатиградусного мороза, влечёт на Север. Ещё не отогрелся до конца, ещё помнишь дыхание мороза, но очарование картин таково, что влюбляешься в этот простой суровый край, который на них представлен.

Это выставка узнавания. Тема Севера постоянно вдохновляла красноярских художников ещё со времён Каратанова, они часто совершали творческие поездки на Север. И правильно! Глядя на картины признанных мэтров (Ряузова, Руйги, Сергина) невольно понимаешь, что Север дал им удивительное вдохновение, напоил их души такой силой, что художники сумели раскрыть весь свой талант.

Вот волшебные сказки Сергина, мерцающие, разноцветные и удивительно рельефные. Если смотреть на картину под разными углами, начинает казаться, что центральные объекты выступают вперёд и загораживают крайние, когда ты передвигаешься, объём выплёскивается за пределы рамы.

Вот эпические полотна Ряузова. Простые и просторные. Художник эпически спокоен, его композиции удивительно просты, особенно в картине «Север»: ровная заснеженная поверхность и скрывшие небо клубящиеся облака. Это словно два века, закрывающие глаз. И среди этого яркая, но кажущаяся слабой красная точка самолёта в небе. А эта точка значит, что и перед страшной громадой Севера не уступит человек.

Это прекрасно видно в чёткой графике Руйги. Острые линии Руйги врезаются в бумагу, как лопата в снег и вырезают жилое пространство посреди бескрайних снегов. Прямые линии домов, словно по волшебству выросших на Севере, судов, техники. Это Север, с которым человек борется и который одолевает (пусть временно). Творчество Руйги вселяет оптимизм, без которого покорение Севера было бы невозможно.

Небольшие рисунки Каратанова, масштабные полотна Ряннеля, необыкновенные картины Лоя, облака на которых постоянно движутся, дополняют сложившуюся картину и Север играет всеми красками северного сияния, вновь доказывая истину, известную ещё великому Сурикову, что снег не бывает белым.

Иван Черкасов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *